Методика Е.С. Романовой и С.Ф. Потемкиной
Тест разрабатывался учеными для определения индивидуально-психологических особенностей человека, его представлений о себе самом, внешности, внутреннем мире, характере.
Когда происходит анализ рисунков, выделяются признаки изображения, служащие основой классификации следующего типа:
Эстетическое изображение. Такие рисунки делают люди, обладающие художественными способностями. Присутствие легких и гибких линий, выразительные черты, лаконичность образа характеризуют рисунок.
Схематическое изображение. Это схема лица и тела, изображенная в профиль и анфас
Такой вид изображения говорит об авторе то, что он имеет интеллектуальный склад ума, для него важно получить информацию общего плана, деталями и подробностями он интересуется по мере необходимости. Ученые называют этот стиль синтетическим когнитивным с тенденцией к обобщению.
Реалистическое изображение
Выполняется тщательно, со всеми частностями, прорисовкой лица, волос, ушей, деталей одежды. Такие рисунки выдают больших педантов, склонных к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
Метафорическое изображение. Человек изображает себя в виде предмета, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такие изображения делают люди творческие, с большой фантазией, чувством юмора.
Автопортрет в интерьере. Человек изображает себя в окружении предметов, на фоне природы, в комнате, в кабинете. Такие рисунки делают люди, имеющие способности к сюжетному описанию, важным для себя они считают внешнее предметное окружение.
Эмоциональный автопортрет. Когда человек изображает себя в определенном эмоциональном состоянии. Такой автопортрет напоминает шарж. Его делают люди эмоциональные, рефлексирующие собственное состояние. Причем эмоция может изображаться противоположная переживаемой. Например, часто злящийся человек рисует улыбающийся автопортрет.
Изображение позы или движения. Человек изображает себя при выполнении действия, с большой долей вероятности он увлечен спортом, танцами.
Автопортрет со спины. Это характеристика противоречивых людей или просто отражает нежелание человека участвовать в эксперименте.
Интерпретация теста
Дерево символизирует жизненные силы развития человека.
Существенные детали:
- Ствол;
- Больше одной ветки.
Сразу обговорим два варианта изображения дерева, когда формально задание выполняется, но по сути является отказом от анализа собственного витального развития. Варианты:
- Рисунок елки в виде палок;
- Рисунок новогодней елки.
Разница между ними лишь в демонстрации настроения, которое вызывает эта тема. В первом случае – депрессивная, во втором – нарочито радостная.
Размеры дерева
Характеристика
Расшифровка
Маленькое
Зависимость от других, несамостоятельность
Большое
Стремление привлекать к себе внимание
Предметы на дереве
Характеристика | Расшифровка |
Цветущее | Демонстративность |
С плодами | Продуктивность, ощущение «все впереди” |
Яблоки | Зависимость от других |
С упавшими яблоками | Чувство отверженности |
Животное или птица на нем | Не поддающиеся самоконтролю части личности |
Притча
О птицах на дереве интересна фреска GIOTTO в церкви Сан-Франческо в Ассизи, созданная на рубеже 13-14 веков, которая иллюстрирует эпизод из жизни Франциско Ассизского «Проповедь птицам».
Интерпретация птиц на дереве, как чего-то не поддающегося контролю, в случае с Франциском Ассизским демонстрируют силу проповеди святого, оказавшегося способным привлечь и усмирить их.
Вид дерева
Характеристика | Расшифровка |
Сломанные ветви или крон на земле | Ощущение внешних травмирующих сил, которыми не может человек управлять. |
Два дерева рядом | Могут символизировать себя и другого близкого человека. |
Дерево расщеплено на два | Расщепление аффекта интеллекта. |
Соотношение дерева и солнца
Характеристика | Расшифровка |
Дерево-туча-солнце | Конфликт между автором рисунка и авторитетным для него лицом. |
На фоне заходящего солнца | Кто-то из окружения препятствующий реализации отношений со значимым субъектом. |
Купается в лучах солнца | Потребность «греться в лучах» и/или чувство доминирования с чьей-то стороны |
Корни дерева
Наличие на рисунке корней символизирует собственное прошлое, отношение к предкам. Нет корня – вытеснение собственного прошлого. Если есть черта подчеркивающая уровень земли, то это еще больше усиливает значение «нет корней»
Характеристика | Расшифровка |
Хилые | Слабый контакт с прошлым |
Мощные | Фиксация значимости истоков предков |
Ствол дерева
Ствол – понимание своего роста, сил, возможностей.
Характеристика | Расшифровка |
Из одной линии | Отказ реально смотреть на свое развитие. |
Разделяется на два и более | Непосильная личностная борьба. |
Дефекты ствола, дупло | Потер сил, возможностей. |
Заштрихованный | Внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым. |
Широкий внизу и сужающийся кверху | Недостаток эмоциональных стимулов в раннем детском возрасте. |
Ветки
Симметрия веток:
- Выраженная амбивалентность, моральные проблемы;
- Неспособность к собственному доминированию;
- Стремление казаться в согласии с внешним миром.
Ветки в виде штриховки:
- Поверхностное;
- Взаимодействие со средой.
Ветки влево (или дерево влево):
- Импульсивность, стремление к эмоциональным наслаждениям;
- Прошлое оценивается положительно, будущее – отрицательно.
Ветви (все дерево) вправо:
- Страх перед эмоциональным самовыражением;
- Переоценка роли интеллекта;
- Эмоциональные удовольствия замещаются интеллектуальными.
Узкие ветки – страх гедонического поведения. Загнутые вовнутрь – интроверсия.
Крона дерева
Характеристика | Расшифровка |
В виде замочной скважины | Враждебность, если с уровнем земли – ригидность |
Попытки двухмерного изображения ветки | Слабо может управлять своими влечениями |
Непропорционально меньше ствола | Утрата личностного равновесия, невозможность удовлетворить базисные потребности |
Непропорционально больше ствола | Чрезмерное стремление к удовольствиям в ущерб своему развитию |
Не прорисованная крона | Отсутствие чувства адекватности себя |
Круглая | Экзальтированность, эмоциональность |
Другие расшифровки:
- Если у дерева нет верхушки, то человек не видит перспектив, не привык думать о будущем.
- Ветер – переживания, которые трудно поддаются самоконтролю.
- Малозначительные детали листвы принимаются за характеристику явления в целом
Сделаем вывод об интерпретации результатов теста:
- Крона – реализация целей;
- Ветви – целеполагание;
- Корни – отношение к прошлому, предкам;
- Ствол – сила, энергия.
Примеры анализа рисунков к тесту
Обследуемый: Андрей
Возраст: 16 лет
Анализ его рисунка: По рисунку можно отметить в юноше такие черты, как: ранимость; склонность к переживанию по разному поводу; постоянное ощущение тревоги и беспокойства.
Как поясняет он сам: «Я дерево, расту в саду. Очень хотел бы, чтобы с меня не срывали плоды, пока они не созреют».
Обследуемый: Ирина
Возраст: 46 лет
Девушка на момент прохождения тест была влюблена в мужчину своего возраста. Она ждет, когда он ее позовет замуж, но этого не случается и роман их все больше тянется. Из-за этой неопределенности, Екатерина переживает.
Как поясняет она сама: «Я представляю березу с зелеными листьями. Большое желание – расти рядом с большим дубом, который бы помогал своими ветками мне».
Обследуемый: Елена
Возраст: 60 лет
В силу своего возраста, женщина живет уже одна. Ребенок вырос и уехал от нее. Она переживает по этому поводу. Кроме всего, ее дочь выпивает. Из-за таких противоречий у них отношения очень сложные. Елену все чаще посещает чувство одиночество и страх за свою дочь. Рисунок и пояснение к нему отражают это.
Как поясняет она сама: «Я березка, слабая, уставшая, с поникшей головой, в постоянном страхе, задумчивая. Хочу, чтобы я была вечно молодой, красивой, стройной, полной энергии. Жить не одиноко, а в березовой роще».
Популярность деревянных домов
Прежде, чем приниматься за строительство дома, необходимо точно подобрать материал. Он должен отвечать всем необходимым требованиям. Далее разрабатывается детальный план и этапы работ. А уже после строители приступают непосредственно к осуществлению задачи.
Как говорится в одной старинной книге о зодчестве:
Наши предки издавна пользовались природными материалами, выстраивая целые поселки и города. За рубежом деревянные коттеджи уже давно пользуются успехом среди населения.
Оценив все плюсы, можно с уверенностью сказать, что дом, построенный из дерева, будет радовать своих владельцев и внешним видом, и экономичностью, и прочностью. Царящая атмосфера позволит приятно отдохнуть после тяжелого трудового дня и насытиться зарядом энергии и силой природы.
Как провести тест “Дом-Дерево-Человек”
Возможны 2 варианта проведения этого теста:
1 вариант: по Джону Баку
2 вариант: по Р. Бернсу
Рассказываю, чем отличаются эти два варианта.
Чтобы пройти тест «Дом-Дерево-Человек» по Дж. Баку, нужны:
Белый лист бумаги формата А4, который нужно сложить пополам. При этом получится 4 страницы размером 15х21 (так называемая рисуночная форма). На первой странице будут необходимые записи об обследуемом (возраст, пол), дата проведения теста и т.д
Следующие три страницы нужно озаглавить как дом, дерево, человек (а можно и не подписывать, чтобы не отвлекать внимание обследуемого на другие задания)
Простой карандаш марки В или 2В.
Ластик.
Инструкция к тесту «Дом-Дерево-Человек» по Дж. Баку:
“Нарисуй, пожалуйста, дом”. Когда рисунок будет готов, так же просят нарисовать дерево в следующей рисуночной форме и на последней страничке – человека в полный рост.
Джон Бак считал, что каждый рисунок дома, дерева и человека – это своеобразный автопортрет, элементы которого имеют личностное значение. По рисунку «Дом-Дерево-Человек» он мог судить об аффективной среде человека (то есть о его примитивных влечениях и сложных формах эмоциональной жизни), его потребностях и уровне его психосексуального развития.
Кроме того, он продемонстрировал возможность использования теста «Дом-Дерево-Человек» не только в качестве проективной методики, но и для определения уровня интеллектуального развития человека.
Чтобы пройти тест «Дом-Дерево-Человек» по Р. Бернсу, приготовьте:
- Белый лист бумаги формата А4
- Простой карандаш марки 2В или В
- Ластик
Инструкция к тесту «Дом-Дерево-Человек» по Р. Бернсу:
«Нарисуй, пожалуйста, дом, дерево и человека на одном листе бумаги, в одном рисунке».
Такая инструкция используется чаще всего в настоящее время.
Рисунок «Дом-Дерево-Человек» девушки, 19 лет.
Обратите внимание: на многих сайтах пишут “Берне” вместо Бернс, но это ошибка. Р
Бернс – это американский психолог (США, г. Сиэтл, работал в Институте человеческого развития). Кроме теста «Дом-Дерево-Человек», он также участвовал в разработке рисуночного теста “Кинетический рисунок семьи” и других.
Р. Бернс считал, что взаимодействие между домом, деревом и человеком в одном рисунке представляет собой зрительную метафору. И если привести такой рисунок в «действие», то можно увидеть то, что действительно происходит в жизни человека. Поэтому модификацию методики Р. Бернса называют «Кинетический Дом-Дерево-Человек».
Вы об этом слышали?
Загрузка …
Почему же автор теста выбрал именно эти объекты для рисования?
Во-первых, даже малый ребенок знает и сможет изобразить дом, дерево и человека.
Во-вторых, эти объекты наиболее удобны для рисования. Для сравнения – какое-то животное изобразить сложнее, особенно малышу.
В-третьих, считается, что рисунки дома, дерева и человека стимулируют более свободные словесные высказывания, чем другие объекты.
Психологи используют тест «Дом-Дерево-Человек», пожалуй, чаще, чем другие рисуночные тесты. А знаете, почему его так «любят»?
потому что он прост в использовании
является идеальным способом оценки личности людей с разной культурой, национальностью, уровнем образования и умственным развитием
может снизить напряженность человека при тестировании
Поэтому чаще всего тест «Дом-Дерево-Человек» назначается первым в комплексном тестировании. Я упоминаю об этом, так как практически все рисуночные тесты являются комплексными, то есть только по одному рисунку нельзя составить полной картины о личности.
Преимущества деревянного дома
- При строительстве деревянного дома используются обработанные бревна. Их поверхность является гладкой и ровной, без выступов. Именно эта особенность позволяет наиболее аккуратно соединить элементы между собой, образуя плотную и устойчивую структуру. Заранее выверенные и высчитанные пазы максимально точно скрепляются друг с другом, что позволяет намного сократить тепловые потери в холодное время года. Стоит заметить – кроме этого преимущества внешний вид оцилиндрованных бревен обладает привлекательностью, эстетичностью и естественностью.
- Если сравнивать различные строительные материалы, то без особых усилий становится ясно, что дерево – это самый прочный и выгодный вариант для дома. Деревянное жилье будет служить долгие годы, в особенности, если возведено оно из цельного материала.
- Дерево выдерживает многие нагрузки, поэтому при строительстве дома не следует долго и тщательно возводить фундамент, измерять необходимый угол, высчитывать возможную осадку почвы и так далее. Природный материал является крепким и не требует дополнительной устойчивости. То есть, деревянная постройка является экономичной, не нуждающейся в больших трудовых затрат.
- Сборка деревянного дома не занимает много времени. Это связано с тем, что на место строительства поставляются обработанные бревна, имеющие все необходимые отверстия, места соединений, пазы. Монтаж в связи с этим быстр и эффективен.
- Деревянные коттеджи выгодны, потому что природная древесина сохраняет тепло в зимнее время и оставляет приятную прохладу в знойную жару. Даже тонкая стена будет надежно защищать каждую комнату. То есть, в холода владелец деревянного дома прекрасно сэкономит на отоплении, а летом – будет наслаждаться свежим и чистым воздухом.
- Специалисты сравнили свойства кирпича и дерева. В итоге пришли к выводу, что тепловые потери кирпичных стен в пять раз выше, нежели у деревянных.
- Стены природного материала «дышат». В таком доме никогда не бывает душно, потому что воздух постоянно циркулирует.
- Деревянные стены не только налаживают температурный и воздушный режимы, а и способствуют восстановлению максимально гармоничной влажности.
- Естественная красота и привлекательность внешнего облика деревянных домов выгодно подчеркивают индивидуальность стиля жилья. Значительно сокращаются затраты на отделочные материалы и интерьерные элементы.
- Эфирные масла, выделяемые брусьями, укрепляют организм человека, благоприятно влияют на сон, очищают окружающую среду, а также наполняют дом приятным ароматом леса.
Методика Р. Бернса
Р. Бернс предлагал испытуемому сделать рисунок самого себя. Он мог быть разнообразным: один человек, в окружении близких и т.д. Р. Бернс дает объяснение элементам, обнаруженным в автопортрете так:
- Голова. Если нарисована голова большого размера, это говорит о чрезмерных интеллектуальных претензиях или недовольстве своим интеллектом. Изображение головы маленького размера свидетельствует о чувстве интеллектуальной или социальной неадекватности.
- Глаза. Когда человек рисует большие глаза, он подозрителен или чем-то озабочен, а также зависим от общественного мнения. Изображение маленьких или закрытых глаз говорит о самопоглощенности, интроверсии.
- Уши и нос. Изображение больших ушей трактуется как чувствительность к критике. Если рисунок акцентирован на области носа, человек имеет проблемы сексуального характера. Выделенные ноздри говорят об агрессивности.
- Рот. Акцент на области рта предполагает наличие проблем с речью. Отсутствие рта, скорее всего, говорит о депрессивном состоянии или вялости в общении.
- Руки. Изображение рук отражает степень и характер контактов человека с окружающей средой. Скованные руки – жесткая, обязательная, замкнутая личность. Опущенные руки означают неэффективность. Хрупкие, тонкие руки говорят о психологической или физической слабости. Длинные руки указывают на амбициозность автора портрета, короткие, напротив, предполагают отсутствие амбициозности.
- Ноги. Изображение длинных ног говорит о независимости или потребности в ней. Большие ноги говорят об имеющейся потребности в безопасности. Рисунок без ног трактуется как отсутствие стабильности, основы.
Проективный тест «Дерево»
Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности. Но также есть версия, что эта методика была опубликована в 1949 году в работе К.Коха. Он предлагал нарисовать три дерева. После этого тест дорабатывался и в итоге сейчас предлагают нарисовать только одно дерево.
Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:
- Отношение к себе;
- Уровень самооценки человека;
- Взаимоотношения с окружающими;
- Качества личности.
Для рисунка необходимы:
- Бумага белая, стандартная.
- Карандаш простой, средней мягкости.
Методика Г. Рида
Обработку результатов можно осуществить при помощи схемы Г.Рида, которая разработана по типологии К.Г.Юнга экстраверсии, интроверсии и доминировании основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства. Юнг определил восемь личностных типов. Ученый Рид проанализировал тысячи детских рисунков и сделал вывод, что все разнообразие форм художественного выражения детей можно распределить по типам классификации Юнга. Рид опирался на многообразие форм творчества детей и выделил восемь видов рисунков:
- Перечисляющий. Когда ребенок рисует сразу несколько автопортретов при просьбе нарисовать только один. Это мыслительный экстраверт;
- Органический. Когда ребенок изображает себя на фоне природы, с животными. Это мыслительный интроверт;
- Гаптический. Изображение себя в состоянии болезни (болит нога, болит рука). Это сенсорный интроверт;
- Эмфатический. Когда ребенок изображает себя в эмоциональной среде. Это не внутреннее состояние, эмоции идут извне. Это сенсорный экстраверт;
- Декоративный. Приукрашенное изображение себя (красивая рамочка, цветочки, сердечки). Это эмоциональный экстраверт;
- Имажинарный. Представление себя в виде героя сказки, другого литературного произведения. Это эмоциональный интроверт;
- Ритмический. Автопортрет в движении (идущий, бегущий, танцующий). Это интуитивный экстраверт;
- Структурный. Изображение себя как есть. Это интуитивный интроверт.
В таблице ниже представлены обобщенные данные о доминировании одного из перечисленных типов изображения:
Рисунок 3. Соотношение индивидуально-типологических особенностей по тесту «Автопортрет» (в группе из 500 человек)
Чтобы более подробно интерпретировать тест, нужно сопоставить показатели, полученные при обработке рисунков с результатами других методик. Однако уже на предварительном этапе можно сделать некоторые выводы, используя типологию Юнга.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.