Термины «помещения» в пожарных нормативных документах

Холодный асфальт: плюсы и минусы

Рассматривая основные технические характеристики холодного асфальта следует выделить основные преимущества и недостатки указанного строительного материала.

Достоинства Недостатки
Возможность укладки при низких температурах (граничное значение зависит от типа материала) Более высокая стоимость материала (превышает цену традиционного асфальта в 2 – 3 раза)
Укладка материала допустима без применения тяжеловесных дорожных механизмов Низкая механическая прочность холодного асфальта (оправдано для мест с низкой интенсивностью движения)
Высокая скорость (оперативность) укладки материала Низкая устойчивость к воздействию влаги
Удобство приобретения (реализуется в герметичных емкостях до 50кг) и транспортировки Меньший срок службы по сравнению с горячим асфальтом
Относительно высокий срок хранения в складских помещениях без потери качества Низкая сопротивляемость продольным (работа на сдвиг) нагрузкам
Широкий спектр применения Высокие требования к восстанавливаемым поверхностям (должны быть чистыми)
Актуален для локального (небольшого ) устранения дефектов дорожного покрытия

Производство укладочных смесей

Производство холодного асфальта, который в дальнейшем можно укладывать на дорожное полотно, происходит несколькими способами.

С нагреванием компонентов

Основные компоненты раствора – щебень, песок, гравий, нагреваются до температуры 80-100°С. Потом к нему кладут связующие ингредиенты. Они также находятся в разогретом виде. Полученную смесь тщательно перемешивают и охлаждают в естественном виде. Асфальтобетон фасуют и отправляют к потребителю в мешках объемом 25 и 50 кг.

Без нагрева

Чтобы не производить подогрев смеси, в ее состав вводят специальные модифицирующие и пластифицирующие добавки. Данный материал можно уложить даже на влажные участки при неблагоприятных условиях окружающей среды.


Производство укладочных смесей без нагревания дает возможность работать в разных погодных условиях

Определение асфальтобетонное покрытие

Сейчас для изготовления асфальтового покрытия используют специальную смесь, как правило, с неизменным составом. Меняются только пропорции компонентов, что зависит от предполагаемых нагрузок и функций полотна. Полученный раствор применим для обустройства садовых дорожек, автомагистралей, площадей, улиц и прочих объектов.

Производство асфальтового покрытия регламентируется ГОСТом. Методы изготовления, состав, технология настила – все это не менялось уже много лет.

Из чего состоят асфальтобетонные покрытия:

  • вяжущим веществом выступает битум. Как правило, используется синтетическая разновидность, добываемая из отходов нефтепромышленности;
  • наполнитель – карьерный песок с минеральными добавками. В эту группу входят такие сыпучие материалы как щебень, гравий, измельченная скальная порода;
  • присадки, созданные синтетическим способом. Их задача – улучшить определенные характеристики состава, например, вязкость, морозостойкость и прочие.

В России более чем 60% дорог сделаны с применением асфальтобетонного покрытия. Как видно, это один из наиболее востребованных материалов, используемых для обустройства дорог, что объясняется его преимуществами:

  • длительный срок эксплуатации;
  • стойкость к нагрузкам, воде и перепадам температуры;
  • покрытие легко чистится или демонтируется;
  • при необходимости, возможно повторное использование материала;
  • снижает вибрации в ходе движения автотранспорта.

Асфальтное покрытие не только «гасит» вибрации и снижает шум от колес, но и обеспечивает плавное и спокойное передвижение автотранспорта. Для укладки полотна существуют определенные требования. Угол наклона дороги не должен превышать 60 градусов. Если уклон больше 40 градусов, дорога делается шероховатой, что обеспечивает лучшее сцепление с шинами. Пределы поперечного уклона асфальта – 15 – 20%.

Рисунок 2. Свежее асфальтобетонное покрытие

Подготовительные работы

Первоочередная задача, определить, для каких целей будет использоваться дорога, и рассчитать предполагаемую нагрузку на покрытие. Эти показатели важны при выборе марки прочности и типа асфальтобетона, а также влияют на сложность подготовительных работ.

Например, для строительства новой автомагистрали понадобится основание в три раза толще и прочнее, чем для трассы с небольшим транспортным потоком.

Можно ли укладывать асфальт на бетон? Да, обычно асфальтное полотно обычно кладут на подготовленный грунт или старый асфальт, но при возведении автомагистралей с большой нагрузкой применяется технология строительства на бетонное основание.

После того, как была определено целевое использование будущей автодороги, переходят к проектированию. Этим вопросом занимаются специальные службы, в задачу которых входит прокладка маршрута согласно всем существующим нормативам.

На что обращают внимание на этапе проектирования:

  • Расположение коммуникаций (подземных и наземных);
  • Расположение зданий и других сооружении на будущем пути;
  • Прилегание дорожек, тротуаров;
  • Расположение въездов и выездов;
  • Пересечение с другими автодорогами;
  • Канализационные выходы.

Виды асфальтобетонных смесей по составу

По размеру зерен заполнителя различают три разновидности асфальтобетона, каждая из которых имеет определенную область применения:

  • Крупнозернистый. Этот материал востребован для устройства нижних слоев дорожного пирога. Для его изготовления используется щебень крупных (20-40 мм) и мелких фракций (5-15 мм).
  • Мелкозернистый. Заполнителем такого асфальтобетона является мелкозернистый щебень 5-15 мм. В двухслойных дорожных покрытиях мелкозернистый материал используют для устройства верхнего слоя дороги.
  • Песчаный. Этот искусственный асфальт подходит для обустройства тротуаров. Основной заполнитель в нем – песок. Также в составе присутствуют мелкофракционный щебень и немного минерального порошка.

По составу также разделяют следующие виды асфальтобетонов:

  • Классические. Предназначены для строительства городских и поселковых дорог, тротуаров.
  • Щебеночно-мастичные. Имеют в составе стабилизирующие добавки волокнистого типа. Применяются для создания высокопрочных дорожных покрытий автомагистралей с высокой интенсивностью движения.
  • Полимерасфальтобетонные. Содержат сополимеры и пластификаторы, повышающие прочность и безремонтный период дорожных покрытий. Полимерасфальтобетоны эффективны для устройства покрытий мостов, аэродромов, проездов, по которым передвигается тяжелая техника.

Как и из чего можно сделать асфальт самому?

По похожей технологии можно изготовить материал для садовых дорожек своими руками. В домашних условиях не получится создать асфальт, способный стать покрытием для автомобильных дорог с большой нагрузкой. Однако укрепить садовые дорожки или подъезд к участку такой материал вполне сможет. Для него необходимо найти следующие ингредиенты:

  • песок;
  • щебень или гравий;
  • битумную смолу в твердом виде.

Помимо этого, для производства домашнего асфальта понадобятся инструменты. Надо запастись широкой емкостью для смешивания компонентов, бочкой из металла, ведром, сеткой для просеивания песка, совковой лопатой.

Компоненты и изготовление горячего асфальта

Описанные выше ингредиенты подходят для горячего асфальта. В смесь рекомендуется добавлять полимерные материалы.

Для создания асфальта на даче понадобится соответствующее оборудование: очаг с огнем, емкость для смешивания компонентов, инструменты для перемешивания асфальта. В качестве асфальтомешалки подойдет металлическая бочка из-под машинного масла или дизельного топлива. Процесс варки асфальта можно посмотреть на видео ниже. Он состоит из следующих этапов:

Классификация

Все асфальтовые смеси делятся на три класса по размеру зерен минеральных компонентов.

Первый класс – это крупные зерна. Самые большие из них могут достигать четырех сантиметров. Материал такого калибра подходит для укладки трасс. Он способен выдерживать движение большого количества грузовых автомобилей.

Второй класс – это средние зерна. Самый большой их размер может составлять 25 миллиметров. Такой материал применяют для облагораживания пешеходных улиц и площадей.

Третий класс – это мелкие зерна. Частички смеси в этом случае не превышают размера в пятнадцать сантиметров. Мелкая фракция позволяет добиться плотного прилегания зерен друг к другу. Поэтому в процессе утрамбовывания поверхность получается идеально ровной. Покрытие такого класса подходит для облагораживания дворов и площадок для спорта.

Как сделать своими руками?

Существует три основных метода создания полов по грунту, если здание возводилось на ленточном основании. У каждого из них есть свои преимущества и нюансы, однако все они отличаются хорошей несущей способностью.

Деревянный настил

Наиболее простой способ, который требует наименьших финансовых затрат. Для опоры конструкции потребуются столбики, размещаемые на поверхности грунта так, чтобы создать опорную систему для деревянных лаг.

Между столбиками необходимо засыпать керамзит, иногда можно оставить пространство пустым, но тогда потребуются отверстия для вентиляции.

Лаги обязательно выравниваются, чтобы плоскость опор оказалась абсолютно ровной, после чего производится настил чернового пола. На него укладывается пленка, обеспечивающая паро- и гидроизоляцию, и стандартная подложка.

В качестве чистового напольного покрытия может использоваться ламинат, линолеум или же монтируется пол из материала по желанию владельца.

Сухая стяжка

Этот вариант обеспечивает хороший результат в минимальные сроки. Работы, которые требуется провести:

  1. Насыпается песчано-гравийная подушка, где составляющие располагаются слоями по двадцать сантиметров толщиной, тщательно трамбуются, после чего на них укладывается полотно геотекстильного материала.
  2. Устанавливается армирующая сетка, на которую заливается бетонная смесь для черновой стяжки.
  3. Следующим слоем укладывается гидроизоляционная пленка – полотна находят друг на друга на десять-пятнадцать сантиметров, стыки прорабатываются строительным скотчем, края выводятся на стену на высоту в двадцать сантиметров.
  4. Устанавливаются штукатурные профили или иные конструкции, которые будут маяками, позволяющими сформировать ровную поверхность.
  5. Засыпается керамзит, выравнивается согласно ранее установленным маякам.
  6. Монтируется черновой пол. Для него используют гипсокартон или фанерные листы. Наиболее подходящим эксперты считают шпунтованный гипсокартон, который надежно соединяется в единое полотно благодаря специальному профилю.

Бетонная стяжка

Данный метод оказывается более трудоемким, чем остальные. Применять его рекомендуется, если температура воздуха не опускается ниже пяти градусов, на поверхность не будет светить солнце, а площадка подготовлена к проведению работ.

Алгоритм устройства стяжки таков:

  1. Высыпается около десяти-двадцати сантиметров песка для создания подушки. Слой может быть больше, но не превышать 60 см. Проводится утрамбовка для максимальной плотности, например, как на нахоженной дороге.
  2. На получившейся подушке формируется слой гравия или щебня, толщина которого аналогична песчаному. Проводится утрамбовка.
  3. Укладывается внахлест геотекстильное полотно, напуск по пятнадцать сантиметров. Такой же делают на стены фундамента.
  4. По периметру монтируется демпфирующий слой.
  5. Проводится армирование специальной сеткой из стекловолокна или металлической арматуры, после чего заливается бетонный состав. Теперь понадобится выдержать время до полного затвердевания смеси.
  6. Укладывается гидроизоляция. Подойдет как рубероид в сочетании с мастикой из битума, либо современные пропитки.
  7. Прокладывается слой утеплителя. Специалисты рекомендуют пеноплекс, так как он плотный и прекрасно справляется с нагрузками.
  8. Размещается паро-гидроизоляционная пленка с напуском на стены. Нахлест до пятнадцати сантиметров, на стены – до двадцати. Все стыки прорабатываются строительным скотчем.
  9. Устанавливается армирующая сетка для чистовой заливки. Бетонный слой не превышает десяти сантиметров.

Если владелец здания запланировал устройство теплого пола, то трубопроводы и прочие необходимые коммуникации укладываются до заливки бетоном. Необходимо удостовериться, что все соединения выдерживают нагрузку и выполнены с требуемым запасом прочности.

Виды асфальтобетона по технологии производства

По способу производства асфальтобетонные составы делят на три вида – горячие, теплые, холодные. Теплые асфальтобетоны по условиям применения, комплексу преимуществ и недостатков похожи на горячий асфальт, поэтому ГОСТ 9128-2013 объединяет эти материалы в одной группе.

Горячий асфальтобетон – состав и технологическая схема производства

Горячая асфальтовая смесь – традиционный материал, укладываемый по классической технологии при температуре не ниже +110 °C. В теплом асфальтобетоне присутствует маловязкий битум, а его укладка осуществляется при температурах +40…+80 °C. В зависимости от процентного содержания крупного и мелкого заполнителей горячие продукты разделяют на высокопористые, пористые, плотные и высокоплотные. В горячих асфальтобетонах применяется достаточно дешевый битум, поэтому они наиболее востребованы при строительстве дорожных и аэродромных покрытий, проведении масштабных капитальных ремонтов старых дорог. Их недостатки – необходимость в обеспечении важных характеристик материала в процессе укладки и применении спецтехники.

Как делают горячий асфальт на асфальтобетонных заводах (АБЗ) – основные этапы процесса:

  1. Просушка при температурах +150…+160 °C и просеивание на грохотах заполнителей, которые обычно поступают на асфальтобетонный завод (АБЗ) во влажном или воздушно-сухом состоянии. Повышенная влажность заполнителей приводит к разбрызгиванию смеси при укладке и снижению прочности дорожного покрытия. Просушка может быть одинарной или двойной.
  2. Смешивание компонентов – заполнителей и вяжущего. После добавления битума температура смеси вплоть до процесса укладки должна поддерживаться на уровне +160…+170 °C. Такие условия создаются в специальных бункерах, в которых асфальт может храниться не более 4 суток.
  3. Добавление модифицирующих компонентов. Оно может осуществляться в процессе перемешивания. При производстве резиново-асфальтной продукции каучуковая крошка добавляется в уже готовую к использованию смесь.

Горячий асфальт имеет строгие ограничения по сезонности применения. Этот материал можно использовать в дорожных работах летом, а также весной и осенью при определенных погодных условиях. Зимой его применение запрещено. Горячий асфальт на близкие расстояния перевозят обычными самосвалами. Для транспортировки на дальние расстояния применяют кохеры, специальные автомобили, оборудованные теплосберегающими контейнерами. В кохерах дорожный материал сохраняет рабочие характеристики в течение 2 суток.

Холодный асфальтобетон – из чего делают и особенности технологии изготовления

Холодные асфальтовые смеси изготавливают на базе холодного битума, специальных полимеров, чистых высушенных высокопрочных каменных заполнителей (гранитного или щебня из габбро-диабаза), что обуславливает следующие преимущества этой продукции:

  • возможность укладывать на основание при температурах окружающей среды до +5 °C, некоторые составы приспособлены для укладки в зимних условиях при температурах до -30 °C;
  • сохранение рабочих характеристик в течение длительного времени;
  • хорошая адгезия к основанию благодаря модифицирующим добавкам.

Из-за высокой стоимости холодный материал не применяют для асфальтирования значительных площадей. А низкая устойчивость к сдвигу ограничивает его использование на участках интенсивного торможения автотранспорта.

Наиболее популярные сферы применения:

  • все виды ямочных ремонтов, в том числе на скоростных трассах;
  • оперативное сооружение дорожек, аллей, площадок, запланированных для эксплуатации при небольших нагрузках.

Производство холодного асфальта осуществляется на стандартном оборудовании АБЗ и включает те же основные этапы, что и выпуск горячих смесей: подготовку сырьевых компонентов, их смешивание, отправку готового материала к месту хранения.

Пожарная нагрузка

При категорировании производственных, сельскохозяйственных и складских помещений используется понятие «пожарная нагрузка». Это количество теплоты, которое может суммарно выделиться при пожаре.

В ГОСТ Р 54081-2010 дается следующее определение общей пожарной нагрузки: «общая пожарная нагрузка: общее количество тепловой энергии, которое может выделиться при пожаре в результате полного сгорания находящихся в помещении (объеме) сгораемых (горючих и трудногорючих) материалов, включая облицовку стен, перегородок, полов и потолков.

Согласно этому определению не находящиеся в объеме помещения материалы строительных конструкций в общую пожарную нагрузку не входят. В ныне недействующем стандарте СТ СЭВ 446-77 пожарную нагрузку делили на постоянную и временную.

Постоянная пожарная нагрузка включает находящиеся в строительных конструкциях вещества и материалы, способные гореть. Временная пожарная нагрузка включает вещества и материалы, обращающиеся в производстве, в том числе изоляцию, материалы, находящиеся в расходных складах, мебель и другие материалы, способные гореть.

Можно предположить, что временная пожарная нагрузка (ВПН) по СТ СЭВ 446-77 идентична общей пожарной нагрузке по ГОСТ Р 54081-2010. Она состоит из технологического оборудования с содержимым, мебели, приборов и отделочных материалов стен, потолка и пола, а также включает электротехнические и изоляционные материалы. ВПН используется при определении категории помещений. Однако вопрос о включении в состав временной пожарной нагрузки таких элементов, как кабельная продукция и отделочные материалы стен, пола и потолка не является общепринятым.

Следует также определиться с вопросом: учитывать ли кабельную электроизоляцию при категорировании помещений, если кабели помещены в металлические трубы или короба из негорючих материалов.

Имеется еще один неразрешенный вопрос при определении пожарной нагрузки. Он заключается в следующем. Известно, что трудногорючие материалы могут гореть только при постоянном воздействии источника зажигания. При наличии в помещении одновременно и горючих и трудногорючих материалов в возникшем пожаре сгорят все материалы. Но при отсутствии горючих материалов (присутствуют только трудногорючие) пожар при отсутствии постоянно действующего источника зажигания невозможен. Такой вариант развития событий в СП 12.13130.2013 не рассматривается.

Следующим вопросом, вызывающим разногласия, является расчет величины удельной пожарной нагрузки. По определению, данному в СП 12.13130.2009, удельная пожарная нагрузка вычисляется делением временной пожарной нагрузки на площадь ее размещения. При этом не уточняется что такое «площадь размещения». При стеллажном многоуровневом хранении материалов пожарная нагрузка размещена на полках, общая площадь которых равна площади одной полки, умноженной на количество полок. Вместе с тем существует другое определение удельной пожарной нагрузки по ГОСТ Р 54081-2010 , где площадь размещения пожарной нагрузки, определяется как ее линейная проекция на пол в пределах пожарного участка. Какая из этих величин более правильная? Рассмотрим два примера: в одном случае материалы находятся на стеллаже с несколькими полками, во втором случае такие же материалы находятся на поддоне. Площадь поддона равна площади стеллажа, высота материала на поддоне равна высоте материала на стеллаже. Удельные пожарные нагрузки должны быть одинаковы. А чтобы они были одинаковы, необходимо площадь размещения пожарной нагрузки на стеллаже следует принять равной площади одной полки, то есть площади проекции стеллажа на пол. Таким образом, в текст СП 12.13130.2009 необходимо внести поправку.

В СП 12.13130.2009 имеется также термин «участок пожарной нагрузки», но определение термина не приводится. Разделение пожарной нагрузки по разным участкам заключается в том, что если в одной части помещения будет пожар, то он не должен перейти на соседний участок с горючими веществами, расположенными там.

Тогда, естественно, возникает вопрос, что является «участком», а что не является. Исходя из данных таблицы Б2 СП 12.13130.2009, размещение горючей нагрузки на расстоянии менее 2,8 м друг от друга позволяет считать, что она размещена на одном участке. Если пожарная нагрузка рассредоточена более чем на 2,8 м, следует рассматривать наличие нескольких участков.

Материалы, необходимые для создания покрытия

Строительный рынок представляет большой ассортимент. Можно без проблем купить раствор, отлично укрепляющий почву, что придает долговечность и прочность покрытию. Дорожное полотно можно будет эксплуатировать длительный период. Отличаясь особым составом, клеевая масса соединяет почвенные частицы, придавая грунту прочность и делая его схожим с камнем.

До того, как заливать бетонную смесь на почву, рекомендуется выполнить определенные действия:

  1. Поверхностный слой почвы очищается от растительности, трамбуется катками, масса которых превышает полторы тысячи килограмм. Должна получиться ровная поверхность, уклон которой не превысит трех сантиметров на очередной трехметровый отрезок длины.
  2. Следует выполнить обработку грунтовой поверхности стерилизующими составами, чтобы исключить прорастание растительности.
  3. Перед укладкой бетона выполняется устройство дренирующей прослойки, для чего используется щебенка и песок. Подобных слоев устраивается несколько, толщина каждого – от ста миллиметров. Дренажная подушка хорошо трамбуется, для улучшения усадки поверхность рекомендуется проливать.

Чтобы уложить асфальт на бетонное основание, необходимо смешать разные битумные марки, песок, щебень и гравий. Выполняется замес под действием повышенных температур и сильного давления, в печах, специально предназначенных для подобных видов работ. Готовую смесь разделяют по маркам, исходя из размеров зерен. Для улучшения контактирования и увеличения адгезийных качеств органических и неорганических составов, входящих в асфальтобетон, технологическим процессом предусмотрена добавка особых смесей активации. А вот улучшение крепости и значения сопротивляемости достигается внесением дополнительных модификаторов.

Помимо значений крупности зерен, асфальтобетон различается по температурному режиму укладки. Существует два вида:

  • холодный – от 50-ти градусов и более;
  • горячий – не менее 150-ти.

По размерам пустот в асфальте покрытие бывает:

  • пористым;
  • плотным;
  • высокопористым.

Заключение

Работы, выполняемые такими материалами, являются сложным процессом, подразумевающим укладку, обработку и ремонт. Поэтому возникает спорный вопрос – есть ли необходимость получать разрешение на асфальтовую укладку?

На данный счет имеются определенные указания – каждая компания, выполняющая ремонт дорог, должна получить соответствующее свидетельство, подтверждающее допуск на проведение таких мероприятий.

Зачастую технологический процесс зависим от рабочих объемов и мест их выполнения. Если устройство асфальтового покрытия выполняется на приусадебном участке, то дорогостоящие материалы не потребуются. А вот для дорожных покрытий экономить не рекомендуется, так как от качества материалов будет зависеть эксплуатационный период всей дороги.

Стремление найти недорогие и доступные дорожные покрытия до сих пор не увенчались успехом. Разработчики все усилия сосредоточили на поиске вариантов, способных стать надежной заменой асфальтобетонного материала. Основная цель – повысить качественный уровень и продлить период эксплуатации, одновременно с этим понизить стоимость расходов.

Какова технология укладки литого асфальта?

Работы выполняются при температуре материала +190…+250°C. Именно такая высокая температура в сочетании с особыми пропорциями компонентов обеспечивает текучесть смеси, которая в горячем состоянии напоминает мастику. Вяжущие свойства битумов уменьшают или повышают с помощью полимерного минерального порошка. Повышение вяжущих характеристик битума требуется при заливке покрытий, запланированных для восприятия серьезных нагрузок.

Эксплуатировать дорожное покрытие можно уже через 12 часов после заливки материала. Колеса не скользят по литому асфальтобетону даже во время дождя. Российские дорожные строители в некоторых случаях повышают степень сцепления покрышек с поверхностью дороги с помощью особого технологического приема. Щебень фракцией 5-10 мм погружают в разлитую, но еще не застывшую теплую смесь. Такое действие также защищает дорожное покрытие от повреждения шипованной резиной. Важным преимуществом технологии использования литого асфальтобетона является возможность его укладки на неровных поверхностях, участках сложной конфигурации, на старое дорожное покрытие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер на все руки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: