Азы акустики для чайников: как правильно расставить колонки в комнате

Рейтинг лучших моделей

Предлагаем небольшой обзор моделей АС, вошедших в топ по отзывам пользователей.

Yamaha NS-555

Это активная АС премиум-класса, максимальная мощность которой составляет 100 Вт

Включает две колонки, усилитель покупается отдельно, при этом важно, чтобы он в точности соответствовал уровню АС. Техника предусматривает трехполосный режим, имеет магнитное экранирование, благодаря чему колонки можно размещать даже рядом с другой техникой, не боясь никаких неблагоприятных последствий

Звук чистый и сбалансированный — это стало возможным за счет четырех динамиков. АС выдает высокое качество звуковоспроизведения на средней частоте и отличается универсальностью.

Достоинства:

  • яркий необычный внешний вид;
  • оптимальное соотношение цена – качество;
  • ровный диапазон частот;
  • хорошие басы;
  • функция подключения по системе bi-wiring;
  • высокий запас мощности, который позволяет прослушивать аудиозаписи в просторных помещениях;
  • глухой корпус обеспечивает отсутствие дребезжания и резонанса;
  • повышенное качество сборки.

Минусы:

  • слабые детализация и прозрачность звучания;
  • маркий корпус;
  • наличие Fi-порта, который не позволяет ставить колонки вплотную к стенам.

Pioneer S-DJ50X

Относительно бюджетная, но тем не менее функциональная и качественная модель, которая по своим технико-эксплуатационным качествам почти ничем не отличается от аналогов из премиум-сегмента. Подходит для подключения к компьютерам и телевизорам в небольших помещениях. В этой модели удачно сочетается высочайшее качество стереофонического динамика с активным функционалом усилителя. Оснащена специальным блоком, позволяющим регулировать громкость звучания и осуществлять управление эквалайзером.

Система предусматривает наличие LED-индикаторов, которые обозначают рабочий статус.

Плюсы:

  • доступная стоимость;
  • высокое качество звучания;
  • хорошая сборка;
  • стильный дизайн;
  • отличные низкие частоты;
  • компактные габариты.

Недостатки:

  • слабая комплектация;
  • сильный фон при подключении в одну розетку с носителем звука.

Klipsch R-3800 W

Это встраиваемая акустическая система закрытого типа с опцией монтажа в стену. Включает в себя высокочастотный рупорный динамик с алюминиевым куполом и басовиком на 8 дюймов. Предельная мощность составляет 50 Вт, и для данной категории акустического оборудования это весьма неплохой параметр. В целом АС отличается высоким качеством, дает хорошее стереозвучание в небольших помещениях. Для того чтобы использовать в больших пространствах, нужно дополнительно купить сабвуфер, который усиливает звучание низких частот.

Плюсы:

  • недорогие;
  • интересные цветовые решения;
  • лёгкость и компактность;
  • наличие защитной сетки из алюминия;
  • наличие ИК-приемника.

Минусы:

  • низкая мощность;
  • слабые басы.

Monitor Audio Radius R225

Качественная акустическая система с широким частотным диапазоном. Невзирая на компактный размер, такие колонки дают превосходную картинку звука. Максимальная мощность составляет 10 Вт, и это довольно высокий показатель. Все элементы оборудованы низкочастотными излучателями. Корпус выполнен в двух цветовых вариантах (белом и черном). Обычно «тело» колонок изготавливают из бука с лаковым покрытием или розового дерева.

Плюсы:

  • пара низкочастотных излучателей;
  • высокое качество сборки и всех основных комплектующих;
  • хорошая мощность;
  • высокая степень магнитной защиты;
  • стильный дизайн;
  • качественная звуковая панорама;
  • детализация и четкость;
  • небольшие размеры.

Минусы:

высокая цена.

Создание акустической среды

Большой современный офис неизбежно наполнен шумом техники, телефонными звонками, голосами сотрудников и клиентов. Это шумовое воздействие, в конечном итоге, приводит к преждевременной усталости и раздражительности работников, а также к снижению производительности труда. Если стены и потолок офисного помещения выполнены из жестких, хорошо отражающих звук материалов (например, из гипсокартонных листов), то в помещении будет наблюдаться повышенная гулкость. При этом посторонние для каждого сотрудника шумы вынуждают постоянно напрягать слух и повышать голос.

Создание комфортной акустической среды решается с помощью использования в интерьере офисных помещений декоративных акустических панелей. Это необходимо для подавления части отраженного от поверхностей стен и потолка звука. В результате чего общий уровень шума можно уменьшить в 2-3 раза. Правильный баланс количества звукопоглощающих материалов обеспечивает высокую четкость и разборчивость речи, что улучшает общение сотрудников с клиентами. Однако при чрезмерно высоком звукопоглощении звучание речи может приобрести неприятный «ватный» оттенок, когда теряются окончания фраз. Для избежания этого существуют специальные методики расчета необходимого количества звукопоглощающих материалов для офисных помещений.

В настоящее время в области нормирования акустических и звукоизоляционных характеристик строительных конструкций в Украине действуют строительные нормы СНиП 2-12-77 «Защита от шума», а в области контроля шума — санитарные нормы ДСН 3.3.6.037-99. Регламентированное значение допустимого уровня шума в офисных помещениях не должно превышать La = 50 дБ.

В качестве основной поверхности для монтажа звукопоглощающих конструкций в офисах используется модульный подвесной потолок, в который помимо специальных акустических панелей инсталлируются и системы вентиляции, освещения, электрические коммуникации.

Акустическая эффективность звукопоглощающих материалов выражается в значениях безразмерного коэффициента звукопоглощения — а, который может изменяться в пределах от 0 до 1. Значение а = 0 соответствует полному отражению звука поверхностью, при а = 1 весь звук, падающий на данную поверхность, целиком поглощается.

Для характеристики звукопоглощающих свойств акустического потолка может также применяться так называемый средний коэффициент звукопоглощения NRC. Он рассчитывается как среднее арифметическое для коэффициентов звукопоглощения в четырех октавных полосах частот: 250, 500, 1000 и 2000 Гц и предназначен, прежде всего, для оценки звукопоглощения в речевом диапазоне частот. Поскольку в офисных помещениях важен именно этот диапазон частот, для выбора подходящих моделей подвесных потолков корректно сравнивать их коэффициенты NRC. Потолок может называться акустически эффективным при значениях NRC>0,6-0,7.

Практика показывает, что нередко для получения нужных акустических характеристик помещения необходимо задействовать площади большие, нежели потолок. Чаще всего это происходит в помещениях с очень высокими потолками. Тогда помимо подвесного звукопоглощающего потолка, а иногда и вместо него, применяются стеновые акустические панели.

Среди производителей эффективных акустических потолков и стеновых панелей можно выделить несколько фирм, которые представлены на украинском рынке компанией «Акустические материалы и технологии».

ECOPHON (Швеция) производит потолки из супертонкого минерального волокна. Спрессованные из них плиты оклеиваются окрашенным стеклохолс- том, ударопрочной тканью или декоративной пленкой.

Звукопоглощающие стеновые и потолочные плиты из тонкоструктурированной древесной стружки HERADESIGN (Австрия) сочетают в себе высокие гигиенические требования и хорошие акустические свойства. Характерная естественная поверхность и изящная волокнистая структура панелей дают возможность дизайнерам сочетать их с другими материалами (стекло, металл и бетон). Преимуществом панелей Heradesign является возможность окрашивания их в соответствии с паспортом отделки помещения.

Какой допустимый уровень шума в офисе зафиксирован в нормативах?

О здоровье работников формально заботится государство. Допустимый уровень шума на рабочих местах и способы защиты от его превышения регламентируются двумя документами: 

  • ;
  • .

В соответствии с санитарными нормами, допустимый уровень шума в офисе — 80 дБА. Чтобы понять, насколько это громко, сравните с привычными звуками, окружающими нас каждый день: 

  • приглушенная речь — 30-40 дБА
  • нормальная речь — 50-60 дБА;
  • системный блок включенного компьютера — 50 дБА;
  • работающий принтер — 40 дБА. 

Почему выше мы говорим, что государство заботится формально? Да потому что комфортный уровень шума для человека — 30-50 дБА. Даже если формальные требования соблюдены и проверяющим не к чему придраться, продуктивность в офисе может падать.

Мессенджеры и e-mail

Во время работы нам приходится анализировать огромное количество информации. Поэтому дополнительно нагружая мозг еще и сообщениями из электронной почты или социальных сетей, мы сами снижаем свою эффективность. К слову, около 34% работников испытывают сильный стресс от необходимости как можно быстрее отвечать на рабочие письма. Например, от начальства. Жизнь в таком режиме многозадачности не только влияет на общую эффективность, но и на возможность сфокусироваться. Более того, от такой деятельности создается впечатление, что вы были достаточно продуктивны в течение дня. Но к сожалению, это далеко не так.

Попробуйте обратить внимание на то, сколько раз вам приходится отвлекаться от работы из-за оповещения о новом письме. 

Что мешает работать в офисе. Рис 1. 

Отсутствие цветовой гармонии влияет на ментальное состояние

Некоторые компании, уделяя большое внимание айдентике, выполняют офисный интерьер в корпоративных цветах. Это неплохо и даже правильно, но лишь при том условии, что цвета подобраны верно

Так, слишком теплые оттенки воздействуют на человека расслабляюще, а чересчур холодные могут создавать психологический дискомфорт из-за того, что постоянно стимулируют нервную систему.

По данным исследований ученых из Стокгольмского технологического университета цвета, грамотно подобранные цвета в офисе способны сделать сотрудника на 32 % эффективнее. Наиболее предпочтительными с точки зрения работоспособности специалисты называют зеленый и голубой. Первый стимулирует креативность, а второй действует успокаивающе и позволяет при необходимости отвлечься.

Ткани CARA

Акустически прозрачные ткани на синтетической основе

  • бесшовная отделка
  • экологичность, истираемость 40 тыс. циклов
  • 40 стандартных цветов

Все, что нужно знать, для того, чтобы на студии производился действительно качественный и натуральный продукт.

Для полноты ощущений не достаточно купить качественное оборудование. Надо правильно подготовить помещение.

Особенности проектирования акустики концертных и театральных залов.

Необходимо самое серьезное внимание уделять вопросам звукоизоляции, виброизоляции, а также созданию требуемого акустического комфорта в помещениях. Воспользуйтесь бесплатной консультацией инженера-акустика по телефону:. Воспользуйтесь бесплатной консультацией инженера-акустика по телефону:

Воспользуйтесь бесплатной консультацией инженера-акустика по телефону:

Например, из-за шумового фона, достигающего 40 дБА, у человека начнутся проблемы со сном, а при систематическом шуме выше 60 дБА в 90 случаях из 100 произойдут структурные изменения организма. Чтобы минимизировать или полностью устранить риск возникновения таких ситуаций, применяются изолирующие материалы.

Минимизация искажений АС

Независимо от того, какой тип акустического оформления, а также какой материал при этом использовался, основная задача изысканий заключалась в минимизации искажения издаваемого звукового сигнала

Тембр, оттенки голоса, различные звуковые эффекты — все важно, поэтому к корпусам АС стали предъявляться самые жесткие требования

Идеальная акустическая система должна не только гарантировать минимизацию погрешностей звука, но и позволять качественно воспроизводить весь доступный человеческому уху звуковой диапазон часто (20–20000 Гц). Причем это касается как моноканального, так и стереофонического звука. Корпуса современных акустических систем должны удовлетворять потребителя не только звуком, но и эстетическим видом.

Большинство современных производителей акустических систем выделяют дерево, как наиболее приемлемый материал корпусов акустчиеских систем дерево. В широком смысле подразумеваются и производные от дерева материалы: фанера, МДФ и ДСП. Реже, но также применяются камень, обычное и органическое стекло, клееное дерево, металл. Рассмотрим подробнее озвученные материалы акустики и эксклюзивные решения.

«Анатомия» домашних акустических систем: материалы и акустическое оформление +19

  • 23.02.17 12:34


PULT

#286258

Гиктаймс

13700

DIY или Сделай сам, Научно-популярное, Звук, Блог компании Pult.ru

Это новый цикл постов посвящён акустическим системам. В связи с тем, что тема крайне обширная, мы решили создать серию статей, отражающих критерии выбора при покупке АС. Это пост посвящен акустическим свойствам материалов корпуса и акустическому оформлению. Пост будет особенно полезен для тех, кто стоит перед выбором АС, а также даст информацию для людей, которые хотят создать собственные АС в процессе своих DIY экспериментов.

Предупреждаю, в материале есть ссылки на товары не в качестве откровенной джинсы, но в качестве примеров (надеюсь никого не заденет), всё строго в рамках темы.

Материал: от пластмассы до гранита и стекла

Пластик – дешево, сердито, но резонирует

(для большинства пластмасс коэффициент звукопоглощения составляет от 0,02 – 0,03 при 125 Гц до 0,05 – 0,06 при 4 кГц)

JBL Jembe black

Дерево – от вырубки до золотых ушей

(коэффициент звукопоглощения древесины в зависимости от породы составляет от 0,15 – 0,17 при 125 Гц до 0,09 при 4 кГц)
с золотыми ушами
Sonus Faber Stradivari Homage graphite

Фанера – почти дерево, если не пролетела над Пекином

(коэффициент звукопоглощения 12-ти слойной фанеры составляет от 0,1– 0,2 при 125 Гц до 0,07 при 4 кГц)

полочная акустика Yamaha NS-5000

MDF: от мебели к акустике

  • Плотность 700 — 800 кг/м?
  • Коэффициент звукопоглощения 0,15 при 125 Гц – 0,09 при 4 кГц
  • Влажность 1-3 %
  • Механическая прочность и износоустойчивость

Визуальное отличие МДФ от ДСП
Yamaha NS-BP182 piano blackFocal Chorus 726

Canton CD 310 white high gloss

Waterfall Victoria Evo

Акустическое оформление — ящики, трубки и рупоры

Рупорное оформление – проблемные чемпионы по громкости

  • Конструктивная и технологическая сложность, а соответственно, высокие требования к сборке
  • Почти невозможно создать рупорную АС с равномерной АЧХ (исключение – устройства стоимостью от 10 килобаксов и выше)
  • В связи с тем, что рупор не резонирующая система, исправить АЧХ нельзя (минус для DIY –щиков вознамерившихся скопировать Hi-end рупор)
  • В связи с особенностями формы волн рупорной акустики, объемность звучания достаточно низкая
  • В подавляющем большинстве сравнительно низкий динамический диапазон
  • Дает большое количество характерных призвуков (некоторыми аудиофилами считается достоинством).

На этом пока всё. Продолжение, как водится, следует, а «вскрытие» обязательно покажет…НА будущее анонсирую: излучатели, мощность/чувствительность/объём помещения.

Каким должен быть офис?

Важно понимать, что внешний вид офиса должен отображать фирменный стиль компании и ее корпоративный дух. Это говорит о необходимости делать продуманный и комфортный интерьер, который станет инструментом для достижения успехов и поставленных задач

Также офис – это имидж компании, его лицо и официальное представительство. Вне зависимости от сферы деятельности компании, офис в любом случае будет служить его визитной карточкой, по которой многие будут судить об успешности бизнеса, о его приоритетах и об отношении к клиентам и сотрудникам.

Первое впечатление
у клиента или делового партнера как раз вырисовывается после посещения офиса,
поскольку в первую очередь зрительная информация начинает формировать
представление о том, с кем придется работать

Именно поэтому дизайнеры особое
внимание уделяют формированию грамотно продуманного и стильного интерьера еще
до заселения в помещение и до старта работы. Качественный дизайн-проект – это залог
отличной репутации фирмы, а также ее успешной деятельности в любой сфере

Акустические материалы и изделия

Под звуком понимают волнообразно распространяющееся колебательное движение частиц упругой среды (воздуха, воды, твердого тела). Частотный диапазон звуков, слышимых человеческим ухом, лежит в пределе от 15 до 20 000 Гц (1 Гц — 1 кол/с). Волны с меньшими и большими частотами человеческим ухом не воспринимаются. Звуки могут быть разделены на музыкальные, шумы и звуковые импульсы.

Количество энергии, приносимое звуковой волной ежесекундно через площадку в 1 см2 перпендикулярно направлению рас пространения волны, называется силой звука. Сила звука пропорциональна квадрату амплитуды колебаний частиц среды, а такжр квадрату амплитуды колебаний давления в звуковой волне. Сила звука выражается в децибелах, а физиологической характеристикой его служит уровень громкости звука, выражаемый в фонах. Скорость распространения звука в воздухе 340 м/с при 15°С.

Шум — совокупность многочисленных звуков, быстро меняющихся по частоте и силе. Шумы по своему характеру могут быть слышимые и неслышимые, воздушные и ударные. Длительное воздействие слышимого шума на органы слуха и особенно высокочастотного вредно для здоровья человека.

Уровень шума значительно снижается, если на основе методов архитектурной акустики приняты правильные конструктивные и отделочные решения помещений. Архитектурная акустика — раздел строительной физики, рассматривающий звуковые процессы в помещении. Наряду с этой областью науки различают строительную акустику, рассматривающую вопросы звукоизоляции ограждающих конструкций зданий от воздушного и ударного шумов; вопросы снижения уровня этих шумов решают различными методами.

Звуковая энергия, падающая на ограждающую конструкцию (пол, стену, потолок), частично отражается от ее поверхности, частично поглощается материалом конструкции, а частично проходит через нее и передается на другую сторону конструкции. Способность материала пропускать через себя звук характеризует его звукопроницаемость или, если пользоваться обратным понятием, звукоизоляцию. Звукоизоляционная способность материала в ограждении оценивается по разности уровней звука с обеих сторон ограждения и выражается в децибелах. Материалы, обладающие преимущественным свойством поглощать звуковую энергию, относятся к звукопоглощающим, а материалы, способные изолировать от проникновения звука, — к звукоизоляционным. Все они имеют общее название — акустические материалы.

Звукопоглощающие и звукоизоляционные строительные материалы и изделия классифицируют по следующим основным признакам: назначению, форме, жесткости (величине относительного сжатия), возгораемости и структуре.

МДФ: мелкодисперсная фракция (древесноволокнистая плита)

Материал разной толщины (от 10 до 22 мм) с гладкой поверхностью, позволяющий создавать самые различные конфигурации корпусов АС.

Приемлемая стоимость МДФ, доступная обработка и склейка материала делают его одним из самых популярных при создании самых причудливых АС, благодаря высокому уровню механической прочности. Готовое изделие выглядит надежнее, прочнее и дороже, например в лаковом исполнении.

Тощину листа МДФ выбирать по простому парвилу: объем АС до 3-х литров — 10мм, до 10 литров — 16мм, для больших объемов выбираем более 19 мм.

Но стоит помнить о способности древесноволокнистой плиты абсорбировать влагу, что может привести к расслоению и снижению качественных показателей.

Звукоизоляция кабинета руководителя

Невозможно переоценить важность обеспечения информационной безопасности кабинета руководителя или комнаты переговоров в современном офисе. Существует ряд правил, позволяющих грамотно обустроить такие помещения

Основное, но как показывает практика, неочевидное для многих правило — это обеспечение хорошей звукоизоляции входной двери в кабинет. Лучшим средством для этого является устройство тамбура, т.е. последовательная установка двух дверей с воздушным промежутком между ними (именно так устроены приемные в государственных учреждениях). Чем больше будет расстояние между дверями, тем выше звукоизолирующий эффект. Помимо этого двери должны обязательно иметь порог и уплотнение по всему периметру притвора. Если применение порога невозможно, то следует применить дверные полотна с автоматически выпадающим порогом. Чем массивнее полотна дверей, тем выше их звукоизоляция. Следует отметить, что стеклянные, пластиковые и пустотелые двери для подобных помещений не подходят. То же относится и к раздвижным дверям (их практически невозможно качественно уплотнить).

Для обеспечения хорошей звукоизоляции следует исключить общее надпотолочное пространство кабинета руководителя с соседними помещениями, для чего перегородки в таких помещениях необходимо возводить до перекрытия потолка.

Очень важно исключить проникновение звука по воздуховодам системы вентиляции и кондиционирования. В некоторых случаях проникновение звука по воздуховодам может быть настолько высоким, что в соседнем помещении не потребуется даже напрягать слух

Звукоизоляции стен, пола и потолка в случае необходимости может быть увеличена применением каркасных гипсокартонных облицовок, смонтированных с помощью специальных антивибрационных креплений Vibrofix.

Монтаж каркасных гипсокартонных перегородок с применением звукоизолирующих профилей Vibrofix Liner позволяет добиться индекса звукоизоляции Rw = 59-60 дБ. При громком разговоре в соседнем помещении с уровнем L = 80 дБА за такой перегородкой будет невозможно разобрать даже содержимое фраз.

Применяя конструкцию «плавающего» пола (или потолка) можно получить от 10 до 20 дБ дополнительной изоляции воздушного шума для межэтажного перекрытия. Поскольку собственная звукоизоляция перекрытий редко бывает ниже Rw = 48 дБ, суммарный эффект может превышать величину Rw = 60 дБ, что соответствует нормативным значениям для офисов категории «А».

Одним из слабых мест в звукоизоляции помещения являются окна. Единственный способ избавиться от транспортного шума — замена обычных окон на специальные звукоизолирующие стеклопакеты. Для увеличения звукоизоляции окна рекомендуется применять однокамерные стеклопакеты максимально возможной ширины (36-40 мм), состоящие из двух массивных стекол, желательно разной толщины (например, 6 и 8 мм). Если согласно проекту стеклопакет все же двухкамерный, то рекомендуется применять как стекла, так и воздушные промежутки разной ширины. Профильная система должна обеспечивать трехконтурное уплотнение створки по периметру окна. В реальных условиях качество притвора влияет на звукоизоляцию окна даже больше, чем формула стеклопакета.

Не стоит забывать, что главным фактором обеспечения высокой степени информационной защиты кабинета руководителя или комнаты переговоров является включение всех необходимых звукоизоляционных мероприятий еще на стадии проектирования офисного помещения.

Звукоизоляция: технологии KNAUFИндивидуальноеакустическое оформлениепомещений различного

ВиброизоляцияПрофессиональнаявиброизоляция зданий,оборудования ипомещений

Акустика помещенийИндивидуальноеакустическое оформлениепомещений различногоназначения

Видео-обзорыACOUSTIC ENGINEERINGпредставляет видео-обзорырекомендуемых материаловдля звукоизоляции

МатериалыКаталог материалов для звукоизоляции, виброизоляции и акустики помещений

Техническая литература

  • Новые инженерные решения для звукоизоляции помещений
  • СП 31-103-99 Здания, сооружения и комплексы православных храмов
  • Пособие к МГСН 2.04-97. Проектирование звукоизоляции ограждающих конструкций жилых и общественных зданий
  • КИНОТЕАТРЫ И ВИДЕОЗАЛЫ. Отраслевой стандарт
  • Акустика студий звукового и телевизионного вещания. Учебно-методическое пособие
  • Ланэ М.Ю. Акустика студий. Обзорная информация ВНИИТР
  • Свод правил по проектированию и строительству (СП 23-103-2003)

Как выбрать для дома

При выборе колонок для дома нужно обращать внимание на технические характеристики, такие как диапазон частот, количество полос, площадь воспроизведения, уровень сопротивления, предельная чувствительность и компактность. Вот несколько полезных советов, которые помогут выбрать акустику для дома:

  1. Частотный диапазон не играет роли. Зачастую в бюджетных моделях указан более широкий частотный диапазон, чем у профессиональных колонок. Дело в том, что измерить точные показатели спектра достаточно сложно, поэтому производители иногда указывают пределы диапазона наобум. Ориентироваться лучше на амплитудно-частотную характеристику, в которой более точно указана выразительность разных тонов.
  2. Чем больше полос, тем лучше. Полосы – это излучатели, воспроизводящие разные участки частотного диапазона. Чем больше динамиков у колонок, тем качественнее будет звук. Для домашнего использования отлично подойдут двухполосные и трехполосные аудиосистемы, а для профессионального применения лучше брать более функциональные модели.
  3. Чем больше помещение, тем мощнее и громче должна быть система. Для маленьких комнат до 18 квадратных метров подойдет активная встраиваемая, подвесная или полочная акустика. Для больших помещений лучше выбирать напольную с несколькими модулями.
  4. Чувствительность отвечает за громкость. Чем выше показатели чувствительности, тем громче будет звучать устройство. Главное, убедитесь, что звук не искажается на высоких уровнях громкости.
  5. Мощность колонок должна быть равна мощности усилителя. Не стоит недооценивать или переоценивать потенциал устройства – просто сверьте показатели мощности колонок с мощностью ресивера.

Также обращайте внимание на габариты устройства. Не стоит выбирать громоздкие колонки в небольшие квартиры, поскольку они будут занимать много пространства и не дадут нужного звучания

Мощная акустика в маленьких помещениях может гудеть или искажать звук.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер на все руки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: