Плюсы и минусы различных способов доставки грузов по россии

Требования к маркировке

Каждое место груза должно иметь транспортную маркировку, а грузы специального назначения – и специальную маркировку. Маркировка грузов должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-77, а маркировка опасных грузов – в соответствии с требованиями ГОСТ 19433-81.

Транспортная маркировка грузов может содержать основные, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки и ярлыки и др. Допускается применять предупредительные надписи, если невозможно выразить манипуляционными знаками способ обращения с грузом. Например: «Наверх не ставить», «Открывать здесь», «Правительственный» и др.

Грузоотправитель является ответственным за четкую маркировку всех упаковок полным наименованием и адресом грузополучателя, а при необходимости и специальной информацией о происхождении груза до его предъявления к перевозке. С упаковок многоразового использования должны быть удалены или вычеркнуты старые этикетки и подробности грузоперевозки.

Основные надписи на маркировке груза включает в себя:

  • полное наименование грузополучателя на английском языке;
  • полное наименование грузоотправителя на английском языке;
  • наименование пункта назначения;
  • количество мест груза в партии и порядковый номер места внутри партии (указывают дробью: в числителе – количество мест в партии, в знаменателе – порядковый номер места в партии).
  • характер груза;
  • транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место.

Количество грузовых мест и порядковый номер места должны указываться в тех случаях, когда перевозятся разнородные грузы в однотипной таре, а однородные грузы – в разнотипной таре, или когда недопустимо смешение грузов в партии однородных грузов; или когда перевозят комплекты оборудования, или транспортируют грузы с перегрузкой в пути следования, или размещают на одном рейсе мелкие отправки из разных партий грузов.

Дополнительные надписи на маркировке груза содержат:

  • полное или условное, зарегистрированное в установленном порядке, наименование грузоотправителя;
  • наименование пункта отправления;
  • характер груза.

Информационные надписи на маркировке груза содержат:

  • массу брутто и нетто грузового места в килограммах;
  • габаритные размеры грузового места в сантиметрах (длина, ширина, высота или диаметр и высота);
  • объем грузового места в кубических метрах.

Габаритные размеры грузового места не указывают, если ни один из габаритных размеров не превышает 0,7 м.

При маркировке грузов надпись аэропорта отправления должна содержать:

  • номер грузовой авианакладной;
  • наименование аэропорта назначения;
  • наименование или код аэропорта отправления;
  • наименование аэропортов трансфера;
  • количество мест в данной партии груза;
  • общая масса партии.

Для нанесения маркировки аэропорта отправления рекомендуется использование клеящихся грузовых бирок. Клеящиеся грузовые бирки предназначены для маркировки первоначальных отправок всех типов тары и упаковки (ящики, мешки, рулоны, бочки и т.д.).

Транспортная маркировка (основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена непосредственно на тару или на металлические, пластмассовые, фанерные и другие ярлыки, которые должны быть прочно прикреплены к упаковке (грузу) клеем, болтами, шурупами, проволокой, шпагатом и другими материалами, обеспечивающими сохранность груза и маркировки, а также защищены или изготовлены из материалов, обеспечивающих сохранность надписи при транспортировании и хранении. При транспортировке грузов воздушным транспортом запрещается применять бумажные, картонные ярлыки и ярлыки из древесно-волокнистой плиты.

Транспортная маркировка должна быть нанесена на каждое грузовое место.

Нюансы процесса

Несмотря на отработанную практику, где зачастую предусмотрены все важные нюансы, авиатранспортировка грузов иногда сопровождается нештатными ситуациями, выход их которых приходится искать в рабочем режиме. Тогда многое зависит от профессионализма тех специалистов, которые осуществляют эти перевозки, начиная от лётного состава грузового борта и заканчивая диспетчерским, инженерным, иным персоналом, дистанционно помогающим ему проводить полёт. В последние десятилетия заметные коррективы наметились на политической почве в связи с осложнением международной обстановки в целом ряде регионов планеты.

Этапы грузоперевозок

Для всех сторон важна грамотная организация перевозок сборных грузов автомобильным транспортом. Не стоит считать, что ответственность лежит исключительно на самой транспортной компании. Здесь также есть и требования, предъявляемые к заказчикам и конечным получателям товара. По России и в международном формате грузоперевозки сборного груза во многом похожи на доставку генерального груза. Но есть определённая разница между этими процедурами, проявляющимися на начальном и завершающем этапе транспортировки. Существует несколько шагов, направленных на организацию транспортировки от получения заказа до доставки получателям. Потому все автомобильные перевозки сборных грузов подразумевают следующие обязательные этапы транспортировки.

Заказ. Сначала транспортная компания получает заказы от клиентов, на основе которых формируется конечная партия сборного груза. Чем больше заказов и чем быстрее сотрудникам удаётся их обрабатывать, тем скорее автотранспорт будет отправлен в рейс

Поэтому самим перевозчикам крайне важно наладить эффективную работу на начальном этапе по сбору заказов.
Консолидация груза. Так называют процесс создания сборного груза на специальных складах

Довольно часто эту работу выполняет грузоперевозчик, а не грузоотправители. Обусловлено это тем, что заказчики не хотят брать на себя дополнительные финансовые расходы. Особенно, если эти расходы не входят в общую стоимость продукции. Поэтому транспортные компании должны иметь собственные склады для консолидации. Именно там заполняют грузовые отсеки транспортных средств совместимыми между собой грузами.
Складская обработка. Когда были определены партии товаров, которые объединят в сборный груз, их следует подготовить. Складская обработка подразумевает упаковывание или переупаковку с последующим обозначением, маркированием, сканированием и пр. Так исключается попадание несовместимых грузов в одну машину, а также груз распределяется по автомобилю в зависимости от этапа его выгрузки. 

Формирование партий груза. Некоторые товары следует выгружать раньше, другие позже. Чтобы перевозчику не пришлось разгружать весь товар, добираясь до загруженного в самый конец машины груз, его нужно разместить с учётом маршрута и возможной выгрузки на этапе следования автотранспорта до конечной точки.
Создание маршрута. Чтобы обеспечить быструю и эффективную доставку с минимальными затратами со стороны грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, отдел логистики транспортной компании составляет оптимальный маршрут движения машины. Учитывается состояние дорог, наличие закрытых участков для тяжеловесных фур, прохождение через точки выгрузки товаров и пр. Перевозчику будет крайне невыгодно отправлять груз в одну точку, затем возвращаться назад, а потом снова двигаться вперёд по заданному маршруту.
Подготовка сопроводительных документов. Ни один товар не может быть отправлен в составе сборного груза без сопроводительной документации. Её обязан предоставить грузоотправитель. В бумагах указываются все характеристики и спецификации груза, его габариты, количество, данные о получателе и пр. Всё это регламентируется соответствующими законами и правилами. Нарушения в сопроводительной документации могут спровоцировать ряд серьёзных проблем. Особенно при прохождении этапа таможенного оформления.
Таможенное оформление. Если грузоперевозки осуществляются между странами, автомобиль со сборным грузом обязательно проходит таможенные посты. Это считается наиболее важным, ответственным и сложным этапом в вопросе международных перевозок, поскольку сборный груз оформляется достаточно долго и имеет множество нюансов.

Доставка. Сборные грузы зачастую доставляют к складам временного хранения или непосредственно к получателям груза. Грузовладелец, которому доставляется товар, должен предварительно определить, какая схема доставки будет для него наиболее оптимальной.

Прохождение таможенных процедур можно доверить и собственному специалисту либо отдельной компании, которая занимается предоставлением таких услуг. Но с точки зрения финансовых затрат это не самое выгодное решение, поскольку так заказчик отдельно оплачивает услуги транспортной компании и таможенного брокера. Практика наглядно показывает, что работа с транспортными организациями, оказывающими поддержку в таможенном оформлении, более выгодна и эффективна, поскольку у них есть налаженные маршруты и отработанные схемы по ускорению процесса прохождения всех таможенных процедур.

Виды смешанных перевозок

Часто происходит отождествление смешанных перевозок с комбинированными, мультимодальными, интермодальными. Нельзя сказать, что это отождествление корректно.

Определение 4

Смешанная перевозка – это использование двух или более видов транспорта в грузовом или пассажирском сообщении международного типа.

Смешанные перевозки бывают прямыми и непрямыми.

Непрямая перевозка осуществляется на основе нескольких договоров, этапы перевозки имеют разный правовой режим, организует транспортировку груза экспедитор. Прямая перевозка имеет сквозной документ, которому подчинены все этапы транспортировки и все задействованные виды транспорта.

Замечание 1

Главная особенность прямой перевозки – наличие лица, которое является ответственным за сохранность груза на всем протяжении маршрута, то есть выполняет функцию единого перевозчика.

Преимущества смешанных перевозок очевидны, они позволяют распределить передвижение груза более рационально, максимально используя провозные способности каждого вида транспорта. Кроме этого обеспечивается экономия затрат на транспортировку. У смешанных перевозок есть и недостатки. Прежде всего это необходимые стивидорные работы при смене видов транспорта. Исключает данные работы введение комбинированных перевозок. Грузы транспортируются в контейнерах, лихтерах, роллтрейлерах, кузовах, то есть в специальных транспортных единицах. Либо перевозки осуществляются при помощи технических средств одного вида транспорта на другом. Например, транспортировка груженого автомобиля на пароме.

Определение 5

Комбинированная перевозка – это транспортировка груза в одной и той же грузовой единице с использованием нескольких видов транспорта.

Комбинированную перевозку можно отличить от остальных по нескольким признакам:

  • укрупненное место груза;
  • отсутствует перегрузка;
  • общий правовой статус для всех видов транспорта;
  • единый транспортный документ на все виды транспорта;
  • общий тариф.

Комбинированные перевозки бывают прямыми и непрямыми. Прямая перевозка подразумевает транспортировку одного груженого транспортного средства на другом (контейнер на автомобиле от места отправки до места доставки). Непрямая перевозка подразумевает попеременную транспортировку груженой единицы на нескольких видах транспорта (контейнер перевозится сначала на автомобиле, затем на ж/д платформе, затем снова на автомобиле).

Комбинированные перевозки – это операции с грузовыми модулями. Любая перевозка такого вида всегда будет смешанной, но не все смешанные перевозки можно назвать комбинированными.

Рассмотрим интермодальную перевозку, это смешанная комбинированная перевозка с логистической организацией, имеющая схему взаимодействия участников транспортировки и высокую степень их интеграции.

Как только стала практиковаться перевозка груза в контейнерах, возникла необходимость создания транспортного документа в соответствии с новыми условиями перевозок интермодального типа. Документ должен быть сквозным, оборотным, дающим право на распоряжение грузом и следующим вместе с контейнером при его передаче с одного вида транспорта на другой. Ответственность за перевозку по этому документу должен брать на себя оператор.

Виды доставки

Доставка грузов воздушным транспортом может происходить разными рейсами:

  • грузовым судном перевозят большие партии, контейнеры, негабаритные грузы – товары среднего веса и тяжеловесные;
  • на пассажирских самолетах в грузовых отсеках осуществляется доставка небольших партий, скоропортящихся товаров;
  • на борту чартерных рейсов, когда выбор самолета происходит по договоренности между заказчиком и перевозчиком.

Доставка товара возможна прямыми рейсами и комбинированными.

Прямые рейсы

Это самый быстрый способ доставки. Из точки отправления самолет доставляет товар в точку назначения. В среднем на это уходит 3-4 дня. Больше всего времени требует процедура таможенной очистки.

Сам перелет из Китая в Россию длится не более 12 часов. Около суток требуется для оформления всех проездных документов для экспортирования. Таможенная очистка занимает тоже около суток.

Стоимость доставки прямыми рейсами самая высокая. Поэтому таким способом доставляют мелкие партии товаров, образцы, товары для презентации и пр.

Комбинированная доставка

Авиатранспорт может быть звеном логистической цепочки мультимодальной перевозки. Если скорость доставки не является приоритетной, то мультимодальный маршрут снизит стоимость перевозки, хотя немного растянет сроки.

Если невозможна доставка прямым рейсом из одного пункта в другой, то всегда можно прибегнуть к состыковке двух авиарейсов. Перегрузка с одного борта на другой немного снизит степень безопасности перевозки.

Возможен способ перевозки двумя и более видами транспорта: авиа, железнодорожным, автомобильным, морским. Стоимость мультимодальной перевозки будет ниже, чем авиадоставка. Но увеличатся и сроки. Кроме того, в случаях комплексной доставки лучше использовать контейнерную загрузку товара. Это убережет груз от повреждений и позволит сохранить его количество.

Стоимость доставки

На общую стоимость транспортировки, прежде всего, оказывают влияние:

  • расценки компании-перевозчика;
  • объем партии;
  • дополнительные услуги – сопровождение экспедитором, оформление на таможне, упаковка и пр.

Чтобы самостоятельно рассчитать стоимость доставки, необходимо знать следующие данные:

  • аэропорт назначения;
  • категорию груза;
  • массу и объем ;
  • ценность;
  • необходимость страховки.

Расчет онлайн

Результаты предварительного расчета помогут сориентироваться в стоимости доставки и выбрать перевозчика, предлагающего демократичные расценки.

Чем больше будет вес перевозимой партии, тем меньше будет удельная стоимость доставки килограмма груза. Срочная доставка будет стоить дороже на 20-30% и обойдется не менее 20 $ за килограмм груза.

Цена стандартной доставки начинается от 4$ за килограмм. Средняя стоимость перевозки 1 килограмма груза колеблется от 300 до 800 рублей за килограмм.

Дополнительные расходы

Стоимость транспортировки также зависит от аэропорта, куда прибудет груз. В разных аэропортах цены на терминальную обработку, хранение, погрузочно-разгрузочные работы могут сильно отличаться.

Если груз тяжеловесный, то сверх оплаты за терминальную обработку потребуется уплатить еще 2-3 рубля за каждый килограмм. Тяжеловесным груз будет считаться, если одно грузовое место имеет брутто более 80 кг. Это относится и к паллетам с погруженными на них коробками.

Транспортировка грузов из Китая морем

В настоящее время именно морские грузоперевозки из Китая являются наиболее актуальным методом доставки товаров российским покупателям. По мере возможности такие поставки следует осуществлять из провинции Гуаньдун, в портах которой действует упрощённая форма растаможивания грузов – на остальной приморской территории таможенное оформление производится по стандартной процедуре. Такие поставки осуществляются либо в дальневосточные порты, либо в Санкт-Петербург, где производятся таможенные процедуры с российской стороны.

Рентабельность таких грузоперевозок зависит от объёма партии товара и его характеристик, прежде всего габаритов – оба показателя должны быть достаточно большими. Перевозка груза, который не подлежит длительному хранению, таким способом невозможна. Китай – морская держава, причём наиболее густонаселённые территории как раз и сосредоточены вблизи морского побережья. Неудивительно, что в этой стране имеется свыше 2000 портов, из которых порядка трёхсот обладают статусом международных. Для российских предпринимателей морские перевозки из Китая обладают следующими преимуществами:

  • универсальностью – морем можно перевозить практически любые грузы: сыпучие, жидкие, твёрдые, находящиеся в газообразном состоянии;
  • надёжностью – на транспортировку морем практически не влияют факторы загруженности трассы, характерные для автомобильных/железнодорожных перевозок;
  • невысокой стоимостью, что объясняется низким расходом энергоресурсов грузового морского транспорта;
  • безопасностью – аварийность при морских перевозках на порядок ниже, повреждения товара при правильном укреплении контейнеров практически исключены.

Перевозка морским транспортам особо выгодна при транспортировке негабаритных грузов – в этом случае экономия достигается за счёт отсутствия расходов на получение разрешительной документации и поиск спецтехники для выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Это связано с тем, что порты оборудованы самой современной крановой техникой, а для транспортировки крупных и массивных грузов могут использоваться специально оборудованные суда.

Впрочем, имеются у этого метода грузоперевозок и несколько очевидных минусов:

  • низкая скорость доставки, которая из-за необходимости придерживаться графика отправки может достигать одного месяца;
  • далеко не все страны граничат с морем, поэтому такой способ подходит не всем;
  • при поставках в Россию большинство регионов расположено вдалеке от портов разгрузки, что требует использования других видов транспортных средств для доставки груза в конечный пункт;
  • достаточно большой ассортимент товаров морским путём перевозить нельзя (продукты питания, цветы, грузы, требующие оперативной доставки).

Для перевозки грузов судами используются контейнеровозы, спроектированные для оптимального размещения стандартных контейнеров (20- и 40-футовых). Контейнерные перевозки характеризуются высокой скоростью погрузки/разгрузки и обеспечивают отличную сохранность груза. Как правило, при перевалке грузов товар из контейнера не изымается, перегрузке подлежит только сам контейнер. Доставка морем из Китая производится либо сборными грузами, либо цельным контейнером. С точки зрения скорости последний вариант является более предпочтительным, но требует достаточно плотного заполнения контейнера. Стоимость генеральных перевозок также минимальна, при этом время на таможенную очистку в российских портах существенно уменьшается.

Организация

Если перевозка осуществляется регулярным рейсом, то для отправки товаров необходимо:

  1. Предварительно забронировать грузовое место на воздушном судне. Для бронирования можно использовать:
    • интернет сайт компании, осуществляющей доставку;
    • офис или кассу организатора перевозки;
    • автоматизированную систему. При использовании автоматической системы пользователю достаточно ввести желаемые параметры перевозки (дату, стоимость и так далее) и система самостоятельно подберет наиболее подходящие варианты.
  2. Оплатить услуги по доставке груза. Когда предварительное бронирование будет полностью согласовано, необходимо произвести оплату транспортировки. Стоимость услуг складывается из следующих параметров:
    • тарифа компании, который основывается на параметрах перевозимого груза, характеристик воздушного судна и удаленности пункта назначения;
    • дополнительных сборов, взимаемых в аэропортах отправления и назначения;
    • дополнительно оказываемых услуг (погрузка, разгрузка, хранение, упаковка, маркировка и так далее).

    Произвести оплату стоимости перевозки можно:

    • наличными в кассе выбранной авиакомпании;
    • средствами, хранящимися на банковской карте;
    • средствами с электронных кошельков (при использовании онлайн оплаты).
  3. Оформить документы для перевозки;
  4. В указанные сроки доставить товары в аэропорт отправления.

Если транспортировка груза осуществляется чартерным рейсом, то правилами перевозки предусмотрена следующая процедура:

  • между транспортной компанией и отправителем груза заключается договор фрахтования воздушного судна. В документе прописываются все параметры предстоящей перевозки;
  • собственником груза или компанией – перевозчиком подготавливаются документы для транспортировки;
  • товары доставляются в пункт отправки.

Интермодальный тип грузоперевозок

Под интермодальными перевозками грузов обычно подразумевают транспортировку груза несколькими видами транспорта, при которой используется несколько транспортных средств. Несмотря на то, что груз перевозят на разном ТС, документами на перевозимые изделия они пользуются одними. Перевозка груза допустима без грузоотправителя. Главное отличие такого типа транспортировки является то, что отсутствует единая транспортная стоимость.

Обычно такого рода перевозки организуют в том случае, когда необходимо доставить товар в труднодоступные населенные пункты из-за границы. Такое решение позволяет сэкономить на времени и средствах. Груз перевозится под строгим контролем одного единственного оператора транспортной компании.

Главным достоинством такого типа доставки груза является то, что он не перегружается из одного транспортного средства в другое. Груз помещают в контейнер. И только контейнер согласно заданному маршруту можно перегружать на ту или иную платформу. Благодаря этому способу транспортировки груза ему обеспечивается безопасность и сохранность.

Сложность в организации такого рода доставки заключается в том, что у транспортной компании должны быть налажены необходимые связи. Но даже этого недостаточно

В интермодальных грузоперевозках важно правильно составить маршрут

При таком типе перевозки груза первостепенное знание имеет выбор соответствующего контейнера, при котором груз будет перевозиться в целости и сохранности. Чаще всего используют стандартные контейнеры, на 20 или на 40 кг. Они подойдут для любого типа груза. При перевозке негабаритных грузов используют контейнеры с открытым или откидным верхом. Также имеется такая разновидность как контейнер-рефрижератор, оснащенный специальной охладительной системой. Их используют для перевозки товаров, которые имеют ограниченный срок годности. А для жидких грузов используют танктейнеры, которые изготавливаются из стали. Такие контейнеры запирают и пломбируют снаружи.

Требования к упаковке грузов

Грузы, перевозимые воздушным транспортом, должны иметь исправную тару и упаковку, соответствующую действующим стандартам и техническим условиям. Грузы, на тару и упаковку которых стандарты и технические условия не установлены, должны быть упакованы в исправную тару, обеспечивающую возможность их надежного крепления и сохранность при авиаперевозке. Остальные грузы, техника и прочее по согласованию с перевозчиком могут перевозиться без упаковки.

Упаковка должна подходить для содержимого груза. Она должна надежно защищать от любых случайных повреждений и несанкционированного проникновения, которые могут иметь место в процессе обработки и транспортировки. Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть обвязаны прочными веревками (лентами) или обклеены скотчем одинакового цвета.

Использование растительных материалов (сено, солома и др.) запрещено по ограничениям карантина, в связи с чем упаковку из данных материалов не следует применять. Специальные требования к упаковке предъявляются при перевозке отдельных категорий грузов (опасный, живой, ценный и др.). Если содержимое грузов или их упаковка повреждены или могут быть поврежденными, грузоотправителю необходимо переупаковать данные грузы. Если это невозможно, подробная информация о повреждении упаковки или недостатках груза должна быть вписана в грузовую авианакладную.

Упаковка предъявляемых к перевозке воздушным транспортом грузов должна быть сухой и чистой, грузы не должны иметь заостренных углов, выступов и прочего, что могло бы загрязнить или повредить помещения ВС и их оборудование, а также вызвать повреждение других грузов, багажа и почты или нанести урон авиационному персоналу.

Металлическая, стеклянная, керамическая, деревянная, пластмассовая и другая тара, в которую упаковываются (заполняются) жидкие и иные грузы, подлежащие перевозке воздушным транспортом, должна выдерживать внутреннее избыточное давление, зависящее от высоты полета и температуры, и полностью гарантировать отсутствие утечки, разлива или россыпи содержимого.

Сельскохозяйственные продукты могут приниматься к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность груза при транспортировке.

Грузы, имеющие мягкую упаковку, должны быть обвязаны прочными веревками, а сама упаковка зашита одинаковыми нитками без узлов.

Тара или упаковка мест грузов, сдаваемых к перевозке с объявленной ценностью, должна быть опломбирована. Пломбы должны быть стандартными, иметь ясные оттиски цифровых или буквенных изображений. Об опломбировании груза и наименовании пломб грузоотправителя указывается в грузовой авианакладной.

Скоропортящиеся плодоовощные и другие грузы могут перевозиться воздушным транспортом в упаковке, принятой для перевозок на других видах транспорта с учетом изложенных выше требований по надежности тары и условиям эксплуатации ВС.

Для отправки груза в деревянной таре обязательно необходимо предоставить фумигационный сертификат.

Грузы, упаковка которых не отвечает перечисленным требованиям, к перевозке воздушным транспортом не допускаются.

В целях обеспечения безопасности полетов ВС, а также исключения возможности повреждения или загрязнения помещений ВС или мест груза, почты и багажа, не рекомендуется принимать к перевозке воздушным транспортом без упаковки или в упаковке, непригодной к перевозке, следующие виды грузов:

  • абразивные, шлифовальные и наждачные круги;
  • бытовые и электрические машины и аппаратуру, холодильники, газовые плиты, телевизоры, радиоприемники, мотоциклы, велосипеды;
  • изделия и предметы из черных и цветных металлов, электродвигатели, насосы, трубы (трубки), прутки, проволоку, металл в листах, металлическую ленту в полосах, запасные части машин и другие подобные грузы;
  • изделия из синтетических смол, пластических масс и т.п.;
  • сыпучие грузы, упакованные в бумажную тару (пресс-порошок, полиэтилен, химические и минеральные удобрения, красители, белила, графит, соду, цемент и т.п.);
  • тяжеловесные и крупногабаритные грузы, не оборудованные соответствующими устройствами для надежной швартовки в грузовых помещениях ВС или вызывающие превышение статических нагрузок на площадь пола указанных помещений, при размещении их без соответствующих стеллажей либо поддонов, создающих равномерное распределение нагрузок в пределах допустимых норм, а также грузы, имеющие форму (конфигурацию), не обеспечивающую их надежное размещение и швартовку на борту ВС;
  • другие грузы, свойства, конфигурация, упаковка и швартовка которых не гарантируют безопасность воздушной перевозки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер на все руки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: