Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах

Общие правила строповки

В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

1. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90° (по диагонали).

2. Схемы строповок разрабатывают на все грузы. Строповка грузов должна производиться за все имеющиеся специальные устройства (петли, цапфы, рымы).

3. Перемещение грузов, на которые не разработаны схемы строповок, необходимо производить в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

4. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

5. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, захваты и т.д.) подбирают в зависимости от характеристики поднимаемого груза и разработанной схемы строповки.

При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.

Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах. При строповке длинномерных грузов методом обвязки ветви стропов располагать на расстоянии равном 1/4 длины элемента от его концов;

6. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки должны быть прикреплены к грузу или в качестве инвентарных постоянно закреплены на стропе.

Для изготовления подкладок под острые углы металлических грузов могут быть использованы самые разнообразные материалы и отходы производства: дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

7. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза. Крюки должны иметь предохранительные замки.

8. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20 %.

9. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.

10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.

11. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).

Обвязка груза

Захват и перемещение груза можно производить без применения закладных элементов. Для этого применяются следующие способы.

  1. Обвязка на удавку — зажатие стропами под своим весом. Возможно повреждение груза. Стропы быстро изнашиваются. Для длительного срока службы стропы следует накладывать без перекруток и узлов. Место строповки выбирается в зависимости от размещения центра тяжести.
  2. Свободная укладка между стропами, если у них отсутствует возможность сдвига. В противном случае могут применяться распорки.

Для грузов с острыми кромками не допускается перетирание канатов. От повреждения применяются подкладки. Их прикрепляют к грузу или закрепляют на стропах как инвентарные элементы.

Существующие грузовые приспособления

Обвязка и зацепка грузов осуществляется с применением нескольких разновидностей оснастки. Для выполнения погрузочных работ не обойтись без следующих устройств:

  • стропов;
  • захватов;
  • траверс.

Грузозахватные приспособления

Траверсы представляют собой балки, на концах которых установлены грузозахватные приспособления. Захваты могут быть автоматическими и полуавтоматическими. Стропы выпускаются в виде отрезков цепей или канатов, состоящих из одной или нескольких ветвей. На концах могут закрепляться кольца, скобы, рым-болты, крюки, специальные эксцентрики и другие аксессуары. При их использовании составляются схемы строповки грузов.

При отсутствии схем, работы следует проводить под руководством стропальщика, которому доверяется контроль над правильностью обвязки товара и подача сигналов оператору грузоподъемной техники.

Определения термина[править]

Стандартное определениеправить

Определение технического термина

было на русском языке впервые стандартизовано в конце 2013 года в Приложении 1 к Федеральным Нормам и Правилам (ФНП) в области промышленной безопасности (ПБ) «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения».

Подъёмными сооружениями в п.1 этих ФНП сокращенно названы «стационарно установленные грузоподъёмные механизмы». Далее в п.3 там приведен подробный перечень ПС, на которые распространяются требования этих ФНП в области ПБ (в частности «а) грузоподъёмные краны всех типов»), а в п.4 — перечень ПС, на которые требования этих ФНП не распространяются (в частности «г) ПС, установленные в шахтах, на судах и иных плавучих средствах»).

Нестандартизованные определенияправить

Автомобиль, жёстко пристропованный к платформе для транспортных операций: подъём, перемещение и т. п.

Оберман Яня Иосифович, в справочнике по строповке на с.7 привел определение:

Там же он указал, что это определение наиболее широко использовалось в металлургической промышленности.

Определения аналогичных зарубежных терминовправить

Стандарт Министерства энергетики США DOE-STD-1090-2011 не содержит раздела определений используемых в нем терминов. Но в его предшествующей редакции 2007 года такой раздел имеется. И в нем можно найти определение термина rigging, в котором первое предложение соответствует в русском языке определению такелажа, а второе — строповки:

Оно отличается (от русскоязычного стандартного определения строповки) акцентом на безопасное (safely) крепление.
Русскоязычный термин такелаж имеет несколько значений, но статья с таким названием посвящена пока только одному из них — оснащению парусного корабля. Английское слово tackle также может соответствовать русскому такелажу (как снастям или оснащению). О такелаже как о наборе средств, механизмов и приспособлений для крепления и перемещения грузов речь идет в статье «Такелажные работы».

Способы обвязки

Схема строповки грузов

Строповка товаров представляет собой мероприятие, связанное с обвязкой и зацепкой массивного груза, что важно для последующего его перемещения. Зацепка проводится с использованием двух основных методов: в виде свободной укладки и с «удавкой»

Зацепка проводится с использованием двух основных методов: в виде свободной укладки и с «удавкой».

Первый метод – более щадящий для перемещаемых предметов. Они просто устанавливаются между стропами. Способ используется в тех случаях, когда стропы не смогут сдвинуться относительно грузов. Чтобы предотвратить такое перемещение, нужны специальные приспособления, называемые распорками.

При втором способе строповки производится фиксация поклажи при помощи его собственного веса. Это крепление более надежное, но существует риск повредить объект (происходит большой износ стропов).

Правильная подготовка поклажи к перемещению служит гарантией безаварийности и безопасности. В каждом конкретном случае используются свои схемы строповки грузов, выполненные в графическом виде.

[править] Источники

  1. ↑ ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения» на Официальном интернет-портале правовой информации Государственной системы правовой информации
  2. Строповка грузов: Справ. изд. / Я. И. Оберман. ­ Москва : Металлургия, 1990. ­ 336 с.
  3. DOE-STD-1090-2011 DOE STANDARD HOISTING AND RIGGING
  4. DOE-STD-1090-2007 DOE STANDARD HOISTING AND RIGGING CHAPTER 1 TERMINOLOGY AND DEFINITIONS
  5. СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования
  6. ГОСТ 3.1120-83 ЕСТД. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации (на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии). И более конкретно, страница 3 с пунктом 3.7 (там же)
  7. ГОСТ 25573-82 Стропы грузовые канатные для строительства. Технические условия (на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии). И более конкретно Приложение 3 (там же)

Основные правила, по которым производятся схемы строповки грузов и складирования для грузовых машин

Сегодня можно выделить такие правила, которые применяются в изготовлении самых разнообразных схем для строповки:

  • грузы должны крепиться за те петли, которые были заранее запланированы по проекту;
  • при подъёме стропы должны быть равномерно натянуты;
  • крюк должен способно заходить во все петли;
  • сам крюк должен заводиться только с внешней стороны +по направлению к центру тяжести;
  • между стропами не должно быть угла, который будет больше 90°;
  • если при подъёме груза некоторые ветви стропа не будут использоваться, то нужно их зафиксировать так, чтобы не были преградой для других объектов;
  • сам крюк, который зацеплен за петлю не должен касаться груза, который поддается строповки;

Такие правила должны всегда учитываться при производстве всех схем, поэтому лучше поручить это дело профессионалу, который сделает все по правилам.

Наша компания «Промзнаксервис» убережет вас от штрафа и качественно составит нужные наглядные материалы строповки по всем нормам и требованиям. Мы выполняем свои заказы на ламинированной бумаге или на пластике, который применяется как стенд. Каждый вид строповки обязательно отдельно изображается, а потом все эти блоки объединяются в один общий плакат.

Что следует учесть работодателю

Обратите особое внимание на следующие положения новых правил:

  1. При разработке инструкций по охране труда нужно учитывать еще и требования технической документации изготовителей оборудования.
  2. Большая роль отведена требованиям охраны труда при работе с оборудованием. Так, согласно п. 13 Правил определены случаи, при которых запрещена эксплуатация съемных грузозахватных приспособлений. Например, нельзя их использовать, если повреждены или отсутствуют оплетки или другие защитные элементы при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки, а также если повреждены канатные и цепные съемные грузозахватные приспособления. Съемные грузозахватные приспособления с дефектами, повреждениями, несоответствиями эксплуатационной документации заводов-изготовителей не должны находиться на месте производства работ.
  3. Интервал до заднего борта машины при размещении вблизи здания не может быть меньше 80 см (раньше минимальным было расстояние 1,5 м).
  4. Водителям грузоподъемных машин больше не нужно иметь удостоверение на право производства работ.
  5. Исключено требование при переноске грузов соблюдать интервал 3 м между идущими.
  6. Установили дополнительные требования к перемещению грузов. Так, в п. 26 Правил указано, что масса груза не должна превышать паспортную грузоподъемность машины. У стреловых кранов — с учетом вылета стрелы выносных опор и противовесов. В п. 27 определено: если нет данных по массе и центру тяжести поднимаемого груза, его подъем с помощью грузоподъемной машины производится только при непосредственном руководстве лица, ответственного за безопасное производство работ.
  7. После строповки груз для проверки надежности должен быть поднят на высоту 200–300 мм от уровня пола. Ранее действовала формулировка «не более 1 м».
  8. Появился запрет перемещать груз над рабочими местами, если в зоне перемещения находятся люди. Ранее он касался только грузов, подвешенных на крюк крана.
  9. Разница в загрузке тележек вагонов не должна превышать 15 тонн для шестиосных вагонов.

Вебинары по охране труда

Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты
Зарегистрироваться

Важное требование: если необходимо погрузить или разгрузить объекты массой от 50 до 500 кг, организация должна применять грузоподъемное оборудование и тельферы, лебедки, тали. В старой редакции Правил такая обязанность появлялась при операциях с грузами от 80 кг

Ручная погрузка и разгрузка аналогичных грузов допускается под руководством лица, назначенного ответственным за безопасное производство работ приказом руководителя организации. Важное условие: нагрузка на одного сотрудника не должна превышать 50 кг.

В соответствии с этими требованиями в организации должен быть составлен локальный нормативный акт — инструкция по охране труда по выполнению погрузочно-разгрузочных работ. Пример такого документа — в нашей шпаргалке внизу статьи.

В конце статьи есть

Виды строп

Стропы подбираются под форму, массу и расположение центра тяжести перемещаемого оборудования или строительной конструкции. При отсутствии информации необходимо уточнить параметры у ответственного за производство работ. Если схема нестандартная, необходимо определить места захвата и их расположение, чтобы груз не опрокинулся.

Для эксплуатации самыми уязвимыми являются текстильные стропы. Их нельзя применять мокрыми на холоде, поскольку лед приводит к их разрушению. Не допускается воздействие на них кислот, щелочей и огня. На острых краях применяются прокладки.

Сварные цепи обладают более высокой гибкостью, чем стальные канаты. Недостатками являются большой вес и быстрое разрушение при появлении трещин. Состояние цепей необходимо тщательно контролировать. Их применяют только в условиях высокой температуры, интенсивного абразивного износа и наличия у груза острых кромок.

Универсальный строп делают в виде петли, соединенной плетением на длину 40 диаметров троса или зажимами. Его также делают с двумя петлями на концах. Количество ветвей может быть от одной до четырех. В них могут вставляться стальные пластины — коуши, защищающие трос от перетирания.

Канаты применяются для обвязки изделий сложной конфигурации. Они являются разновидностью стропа из одной ветви большой длины.

5.2. Характеристика и классификация перемещаемых грузов

Скрыть рекламу в статье

Скрыть рекламу в статье

В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:

·   штучные нештабелируемые грузы (металлоконструкции, дви­гатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д.). Данная группа грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов стро­повки, пригодных для всех грузов этой группы, не существует;

·   штучные штабелируемые грузы (прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобе­тонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, ящики, бочки, изделия геометрически правильной формы и т.д.);

·   насыпные грузы (уголь, торф, шлак, песок, щебень, це­мент, известь, металлическая стружка и т.д.). Они транспортиру­ются в таре, грейферами, транспортерами и др. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала и ограничивающих поверхностей;

·   полужидкие пластичные грузы — грузы, обладающие спо­собностью некоторое время сохранять приданную им форму или с течением времени затвердевать (растворы, бетон, известковое те­сто, битум, смазывающее вещество и др.). Такие грузы транспор­тируются в специальной таре;

·   жидкие грузы — грузы, не имеющие определенной формы (вода, жидкие горючие, кислоты, щелочи, мастики и т.д.). Они транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ков­шах и т.д.;

·   газообразные грузы. Такие грузы транспортируются под давлением в баллонах, других сосудах и трубопроводным транс­портом.

В зависимости от массы грузы подразделяются:

·   на легковесные — до 250 кг (войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, легкие детали машин и др.);

·   тяжеловесные — до 50 т. К ним относятся все штабели­руемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы;

·   весьма тяжелые — более 50 т. К ним относятся штучные не­штабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации;

·   мертвые грузы — особая категория грузов неизвестной мас­сы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаментах анкерными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, при­жатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Под­нимать мертвые грузы краном запрещается.

В зависимости от формы и размеров грузы подразделяются:

·   на габаритные — грузы, размеры которых не превышают га­бариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильно­го и другого вида наземного безрельсового транспорта — норм, установленных Правилами дорожного движения РФ;

·   негабаритные — грузы, размеры которых превышают габа­риты подвижного состава железных дорог или наземного безрель­сового транспорта.

Для подъема груза должны быть известны его масса и схема строповки.

Если неизвестна масса груза, который необходимо транспорти­ровать, то стропальщик должен прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство ра­бот кранами.

Перемещение груза с неизвестной массой недопустимо. Для перемещения груза необходимо определить его фактическую массу.

Удельный вес, кг/м3, наиболее часто встречающихся материалов

Сталь, чугун

7500… 7800

Бетон, железобетон

1800… 2500

Кирпич, песок

1400… 1800

Стекло

2600… 2700

Сосна:

 

сухая

310…760

влажная

400… 1100

Береза, дуб:

 

сухие

690… 1000

влажные

800… 1200

Приблизительную массу груза Q,кг, можно определить по формуле

Q=pV,

где p — удельный вес груза, кг/м3; V — объем груза, м3.

Объем геометрических тел V, м3, определяется по следующим формулам.

Объем куба — по формуле

V= a3

где а — сторона куба, м.

Объем параллелепипеда — по формуле

V= аbс,

где а, b, с — стороны параллелепипеда, м.

Объем цилиндра — по формуле

V=3,14r2h,

где r радиус цилиндра, м; h— высота цилиндра, м.

Объем конуса — по формуле

где r радиус конуса, м; h— высота конуса, м.

Другие статьи из раздела «Глава 5. Производство работ»:
· 5.1. Подготовка к выполнению стропальных и такелажных работ   > · 5.2. Характеристика и классификация перемещаемых грузов· 5.3. Установка кранов и опасные зоны, возникающие при его работе· 5.4. Требования к площадкам для складирования груза, подкладкам и прокладкам· 5.5. Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов· 5.6. Сигнализация и связь при производстве стропальных работ· 5.7. Маркировка грузов и манипуляционные знаки· 5.8. Транспортирование грузов· 5.9. Кантование грузов· 5.10. Складирование грузов· 5.11. Работа кранов вблизи линии электропередачи· 5.12. Меры безопасности при проведении такелажных и стропальных работ· 5.13. Технологические карты

Навигация: Начало         |     Другие книги     |  Отзывы:

Виды грузозахватных приспособлений

Способы строповки предусматривают применение такелажной оснастки следующих видов:

  • стропы: канатные, цепные, текстильные;
  • захваты;
  • траверсы.

Траверсы преимущественно применяются в виде балки с грузозахватными приспособлениями на концах. Бывают пространственные устройства, изготавливаемые под конкретную перемещаемую конструкцию.

Захваты выпускают автоматические и полуавтоматические.

Стропами называются отрезки цепей или канатов в виде колец или с концевыми звеньями для удобного и безопасного захвата. Для них должны быть составлены схемы строповки грузов. Если их нет, должен присутствовать ответственный за безопасность работ, который показывает способ захвата.

Грузозахватные механизмы

Грузозахватные механизмы облегчают ручной труд грузчиков и более безопасны, погрузка происходит быстрее. Они выгодны при перемещениях большого количества однотипных предметов. Устройства поворачивают и фиксируют груз в определенном положении перед подъемом. Крюки, многоветвистые стропы, рамы, такелажные точки — примеры грузозахватных механизмов. Навешиваются на крюк подъемного крана.

Существует несколько разновидностей грузозахватных приспособлений:

  • эксцентриковые, представляющие собой диски со смещенным центром поворота. Выпускаются ручные и самозатягивающиеся захваты. Лучше всего подходят для погрузки плоских товаров с большой площадью (стальные листы, древесностружечные плиты);
  • клещевые, с зажимами — это рычажные системы, в которых захват груза осуществляется подвижными выступающими стержнями или пластинами; ими удобно грузить трубы, древесину (кругляк), бетонные и железные балки;
  • вилочные — для подъема и транспортировки груза на специальных площадках — поддонах и паллетах;
  • винтовые — фиксация осуществляется винтами;
  • магнитные, на постоянном или переменном токе; идеальны для перемещения металлолома, крепежа, мелких предметов из железа и стали.

Соблюдение правил строповки обеспечивает безопасность работ, связанных с перемещением грузов.

Как правильно выполнить строповку груза?

Для выполнения строповки необходимо знать или определить следующие параметры груза: схема строповки, масса.

Схема строповки

Схема стоповки – чертеж с указанием точек и способов захвата / обвязки груза. Передается стропальщику перед началом выполнения работ.Запрещается производить работы не ознакомившись со схемой строповки. Естественно, в частных условиях схема строповки не всегда есть и погрузка / выгрузка выполняются по типовым правилам. Вот некоторые типовые схемы строповки:

– перемещение строительных плит или блоков производиться с захватом крюком за специально предусмотренные петли. Количество строп должно соответствовать количеству петель, иначе возможен разлом конструкции.

– перемещение грузов длиной до 2-х метров можно выполнять строповкой на удавку в месте его центра тяжести как на рисунке ниже

– типовая схема строповки длинномерного груза (бревна, трубы, фасонный металлопрокат) производиться захватом 2 универсальными стропами УСК на удавку с расстоянием от края груза не более четверти длины груза.Длина стропа должна быть не менее трех четвертей длины груза, что обеспечивает максимально допустимый угол между стропами менее 90 град.

– строповка листового металла производится с помощью специальных струбцин или эксцентриковых захватов. Допускается обвязка универсальными (например, УСК) стропами с использованием подкладок (напр. квадратных деревянных брусков, досок)

– строповка оборудования производиться за специально предусмотренный такелаж – рым-болты, цапфы, петли, крюки, закладные и т.п.

Масса груза

Масса груза указывается на упаковке. Для выполнения грузоподъемных / такелажных работ применяется параметр – масса брутто (в упаковке). Также масса груза может быть указана в товаро-транспортных документах. Сведения о массе изделия или конструкции можно получить на сайте изготовителя или по телефону. Запрещается выполнять строповку при неизвестной массе или если это “мертвый груз” – примерзший, укопан в землю, присыпан, анкерован и т.п.

Зачем производят схемы строповки строительных грузов?

Схемы строповки грузов в Санк-Петербурге — это специальное графическое изображение, которое показывает, как правильно нужно делать обвязку и зацепку грузов, чтобы можно было безопасно их перемещать и подымать на любую высоту грузоподъёмным краном.

Такие схемы должны всегда быть на месте строительства, ведь инженерно – технический работник, который призван проверить безопасность эксплуатации техники, обязательно запросит их.

Стоит отметить, что сами схемы строповки грузов могут быть совершенно разными. Это может быть:

  • строповка для грузов небольшого веса. Обычно, в таких случаях применяется канат, который специально фиксируется узлами и петлями;
  • строповка для грузов с большим весом. В таких случаях применяется кран и производятся специальные схемы.

Особенно хочется отметить то, что наша компания предлагает своим клиентам качественное изготовление схем строповки грузов в таких случаях:

  • груз не имеет специальных устройств для строповки, таких как петли и рымы;
  • груз представлен в виде деталей, узлов, которые можно переместить только с помощью крана;
  • в наличие есть все необходимое для строповки, но данный груз нельзя поднять.

Общие требования к схеме строповки грузов в комплексной механизации

Рисунок 9

Строповка всех грузов должна проходить правильно, поэтому разработаны специальные требования, которые позволяют обезопасить все процессы и в том числе облегчить труд рабочих.

Все детали строповки должны быть в первую очередь надежными, а время, которое дается на сам процесс обвязки грузов должно быть минимальным.

После строповки проводиться расстроповка, которая должна проходить на определённом расстояние, в радиусе которого нет стропальщика. Во время подъёма грузов не должно происходить непредвиденных обстоятельств, таких как деформация грузов или падение.

Строповка и ее приспособления должны проходить таким способом, чтобы данные устройства можно было использовать еще несколько раз.

Также важно понимать то, что канаты, которые используются для строповки, не перетирались, когда происходит обвязка грузов с острыми кромками. Специального в таких случаях, используется подкладки, которые служат охраной и помогают обезопасить грузы от нежелательного повреждения

Еще одним важным моментом является укладка груза на специальные петлевые стропы. В таких случаях нужно учитывать риск смещения.

Важным моментом является и подбор нужного каната, ведь существует множество вариантов для строповки. Все они разной ширины и используются в разных ситуациях строповки грузов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Мастер на все руки
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: