Для обеспечения безопасной работы оператору необходимо выполнить следующее:
- уточнить план проведения работ, а также ознакомится с технологическими картами погрузки и размещения грузов на площадке;
- оценить готовность участка к установке автокрана;
- определить расстояние до ближайших линий электропередач (не менее 30 метров).
Перед тем как приступить к выполнению подъемных работ обязательно следует получить разрешение от ответственного лица, а также занести соответствующую информацию в вахтенный журнал. Во время перемещения грузов оператору не следует отвлекаться на ремонт или чистку крановых механизмов. При работе со стажером о необходимости покинуть рабочее место следует обязательно предупреждать друг друга. Не разрешается самостоятельная работа стажера без оператора.
Категорически запрещено подниматься или спускаться с крана при проведении подъемных работ или использовании любых крановых механизмов. При выполнении поворотов оператор обязан убедиться в том, что стропальщик и стажер отошли на безопасное расстояние. В случае обесточивания автокрана оператору следует проконтролировать положение контроллера или штурвала на нулевой отметке и только потом отключать рубильник.
При обесточивании автомобильного крана перед включением рубильника оператору следует оповестить об этом своих помощников, подав предупредительный сигнал. Работая под линиями электропередач, необходимо опускать стрелу во время простоя и при перемещении груза.
Описание профессии
Машинист автомобильного крана – это рабочий, который имеет необходимую квалификацию, чтобы управлять специальной техникой, проводить ее техническое обслуживание, а также принимать посильное участие в ремонтных работах.
В обязанности рабочего входит не только непосредственное взаимодействие с краном и другие виды деятельности: работа по установке линий электропередач, разгрузка строительных материалов и техники. А при помощи системы специальных знаков машинист общается со своим напарником – стропальщиком.
Для успешного осуществления своей трудовой деятельности машинисту автомобильного крана необходимо иметь знания по конструкционным особенностям вверенной ему техники. Например, он должен знать, каким образов функционирует оборудование, какая грузоподъемность у техники, по каким правилам необходимо осуществлять погрузку и разгрузку.
На новом рабочем месте машинист проходит обязательные инструктажи по технике безопасности и охране труда, а также медицинский осмотр. Позднее эти мероприятия будут носить регулярный характер и повторяться не реже одного раза в год.
К управлению краном может быть допущен только квалифицированный работник с действующим удостоверением на право эксплуатации автомобильного крана, а также водительскими правами с открытой категорией. Работать без подобного удостоверения категорически запрещено.
Работа с краном сопряжена с множеством рисков: удар током, опрокидывание крана, падение транспортируемых грузов. Поэтому машинист должен во время работы носить спецодежду и спецобувь. Работа без средств защиты является нарушением правил безопасности на производстве.
Перед тем как начать работу с автокраном, машинисту необходимо проверить исправность техники и всех задействованных механизмов, проверить периметр на наличие достаточного пространства для совершения необходимых маневров и узнать вес груза, который не должен превышать грузоподъемность самой техники. Также рабочий проводит испытание механизмов на холостом ходу. Если в какой-то момент машинист заметил нарушения или неисправности, приступать к работе до их устранения он не имеет права.
Во время работы машинист не имеет права пускать в кабину посторонних, покидать свое рабочее место до того, как груз был полностью отцеплен, а все элементы крепления не были приведены в исходную позицию. Нарушение этих правил может привести к серьезным последствиям, поэтому несет за собой строгие взыскания.
Востребованность профессии крановщика
На стройке крановщик является практически самым востребованным
Специальность машиниста автокрана характеризуется высокой востребованностью в различных отраслях хозяйствования, как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах, на больших строительных площадках и на разработках полезных ископаемых. Но возможность трудоустройства и выбор лучших вакансий определяются мастерством специалиста, тарифно-квалификационные характеристики которого выражаются в разряде машиниста.
От разряда зависит предлагаемая вакансия и размер заработной платы крановщика. Машинисты с шестым-восьмым разрядами имеют преимущество при приеме на работу, чем рабочие более низкой квалификации. В то же время, к ним предъявляются и более высокие требования. Размер заработной платы зависит также от условий труда и рабочего опыта автокрановщика. Самые высокие оклады получают автокрановщики, работающие вахтовым методом.
Заработная плата
На получаемый оклад влияет достигнутый разряд и накопленный опыт. Учитываются также условия труда. Средняя зарплата в крупных компаниях в больших городах составляет 70000-100000 рублей. За пределами областных центров основная часть крановщиков получает в России от 30000 до 60000 рублей. Наибольший доход наблюдается у тех, кто согласен работать на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах.
Любопытно, что в Москве оплата отнюдь не максимальна. В реальности в российской столице средняя ставка равна 45 тысячам рублей. Учитывая характерные для этого города потребительские цены, получается совсем не впечатляющая сумма. Если отправиться в Югру, можно увеличить среднюю зарплату до 86000 рублей. Чуть меньше будет доход операторов подъёмников на Сахалине.
Петербургские крановщики обычно рассчитывают на зарплату до 37000 рублей. В других регионах ситуация такова:
- Магаданская область – 49000;
- Тюменская область – 40000;
- Казань – 35000 (столько же в Ижевске, Уфе);
- 32000 – в нижегородских компаниях;
- 30000 – в Краснодаре.
Обслуживание крана и уход за ним
6.1. При обслуживании крана
крановщик должен выполнять требования, изложенные в Руководстве по эксплуатации
крана.
6.2. Крановщик обязан:
— содержать механизмы и
оборудование крана в чистоте и исправности;
— своевременно производить
смазку всех механизмов крана и канатов;
— знать сроки и результаты
проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний (ТО-1,
ТО-2, ТО-3, СО) крана;
— знать сроки и результаты
проведенных слесарями и электромонтерами профилактических периодических
осмотров крана и его отдельных механизмов и узлов по записям в журнале
периодических осмотров.
6.3. Устранение
неисправностей, возникающих во время работы крана, производится по заявке
крановщика. Другие виды ремонта проводятся согласно графику планово —
предупредительного ремонта.
Обучение
Востребованность специальности крановщика несомненна. Поэтому подготовкой таких профессионалов занимаются многие учебные организации. Подавать документы можно в любое среднее специальное учебное заведение, где есть соответствующий профиль. Наиболее привлекательны, по мнению экспертов:
- дорожно-строительный техникум Челябинска;
- промышленно-экономический колледж Екатеринбурга;
- автодорожный колледж Петербурга;
- омский техникум строительства и лесного хозяйства;
- дорожно-строительный техникум Хабаровска;
- красноярский транспортно-сервисный техникум;
- тульский технологический колледж.
Необходимые знания и навыки для машиниста
Человек, выбравший специальность автокрановщика, должен обладать техническим складом ума, он должен:
Что должен знать крановщик
- знать устройство и принцип работы кранового оборудования;
- разбираться в конструктивных особенностях и электрических схемах обслуживаемых моделей крановой техники;
- определять причины раннего износа рабочих узлов;
- знать технические характеристики грузозахватных механизмов, стальных канатов и других узлов;
- уметь разбирать механизмы, чтобы устранить поломку;
- знать принципы и правила эксплуатации автокранов и порядок организации монтажных или перегрузочных работ;
- уметь рассчитать грузоподъемность техники в зависимости от вылета его стрелы;
- грамотно выбирать место для установки машины, учитывая расположение линий электропередач или рельеф местности;
- быть знакомым со способами определения визуальным путем центра тяжести поднимаемых грузов;
- уметь пользоваться измерительными приборами.
Требования по работе техники
- Перед установкой крана устраняются все помехи в радиусе метра от поворотной части рабочего механизма. К помехам относятся: стены, бетонные блоки, штабели, любые крупные предметы.
- Если на площадке одновременно работает несколько автокранов, следует заранее рассчитать расстояние между их стрелами и грузами. При этом между стрелами расстояние должно быть не меньше 5 метров — это минимально допустимый предел безопасности для работы с разными типами строительной техники, а не только автокранами.
- Если рабочая зона полностью не просматривается машинистом из кабины, то необходимо позаботится о создании знакового сообщения между машинистом и стропальщиком. Для этих целей используется радиосвязь, если работа ведется на высоком сооружении (от 36 метров), и машинист не может видеть погрузочную поверхность и непосредственно работников.
- В гололед, туман, грозу, сильный снегопад автокран использовать запрещено. Также не рекомендуется проводить работы на технике, если скорость ветра превышает 15 метров в секунду.
- Распределение груза по крюку должно проходить равномерно. В процессе подъема и транспортировки груза следует следить, чтобы крюк не раскачивался. Также запрещено крепить груз за один рог крюка, поднимать примерзшие, присыпанные землей грузы.
- Если груз необходимо протащить по земле, рельсам или полу, для этого используются специальные направляющие. Без них протаскивание запрещено.
При оформлении аренды автокрана как правило предлагаются услуги машиниста. Самостоятельно работать с краном неподготовленному оператору запрещается. Также можно привлекать к работе сторонних машинистов при наличии у них соответствующих документов, дающих право на управление данным видом техники.
← Экскаваторы-погрузчики
Стрелы автокрана и их разновидности→
Особенности курсов
Программа рассчитана на действующих машинистов крана. Курсы в Обнинске подходят и лицам с начальным уровнем подготовки, имеющим диплом или аттестат об образовании по специальности.
Чтобы работникам начать обслуживать агрегаты с большей грузоподъемностью, необходимо повысить разряд. Соответствие выполняемых работ квалификационным категориям описано в Едином тарифно-квалификационном справочнике.
Для погрузки железнодорожной и автомобильной техники весом до 3 тонн машинисту мостового крана достаточно 2-го разряда. Для подъема же грузов до 100 тонн нужна значительно более высокая квалификация. Чтобы получить допуск к таким работам, требуется удостоверение машиниста мостового крана 6-го разряда.
Особенность козлового крана в том, что мост установлен на опоры, передвигающиеся по наземным рельсам. При желании управлять еще и этим агрегатом нужно удостоверение машиниста мостового и козлового крана.
Поворотный башенный кран со стрелой незаменим при строительстве многоэтажных зданий. В случае работы с грузами до 5 тонн достаточно иметь 3-й квалификационный разряд. Для управления машинами с предельной грузоподъемностью до 25 тонн необходимо удостоверение машиниста башенного крана наивысшего 6-го разряда.
При управлении опасным агрегатом одно неловкое движение способно привести к необратимым последствиям
Чтобы не повредить дорогостоящее оборудование и не причинить вред жизни или здоровью людей на строительной площадке важно соблюдать технику безопасности. Курсы машинистов башенных кранов – это возможность обрести дополнительные полезные навыки и получить эффективные практические рекомендации для предотвращения ошибок
При проведении монтажных и ремонтных работ для переноса и транспортировки грузов полезен кран манипулятор. Механизм стрелового типа устанавливается на автомобильном шасси. После внимательного прослушивания программы курсов легко получить удостоверение машиниста крана манипулятора.
Профессия считается сложной в освоении и опасной, поэтому требует специальной подготовки. Здесь нельзя обойтись без определенных знаний и практических навыков. Пытаться купить удостоверение машиниста крана манипулятора без аттестации допустимо, чтобы похвастаться перед друзьями, но не для обретения высокооплачиваемой должности. Поэтому у нас сдача экзамена является обязательной.
Автокраны пользуются спросом в строительстве и промышленности. Квалифицированные машинисты с опытом работы – востребованная и высокооплачиваемая профессия. Но без так называемой корочки практически нереально найти хорошую работу
Для подтверждения высокого разряда важно иметь соответствующее удостоверение крановщика автомобильного крана
При классификации машинистов крана автомобильного выделяется 5 разрядов: с 4-го по 8-й. Новую квалификационную категорию реально получить после прохождения курсов. Удостоверение машиниста автомобильного крана выдается на основании проверки знаний аттестационной комиссией.
Требования
Машинистами крана могут стать только те, кто достиг совершеннолетия. Стоит отметить, что с 2021 года такую должность разрешено занимать и женщинам. Но уровень прочих требований для них ничуть не мягче. Всем кандидатам придётся получить диплом о средней профессиональной подготовке по соответствующей специальности. Обязательно потребуется проходить медицинский осмотр и регулярно повторять такое обследование.
Другим важным нюансом является получение допуска на 3-й уровень электробезопасности как минимум (для низковольтного оборудования и аппаратуры). Придётся ещё получать допуск к работам сообразно федеральным нормам промышленной безопасности (в части использования подъёмной техники). Крановщики также соблюдают правила охраны труда, введённые в приказе министерства труда в сентябре 2014 года. Тестирование на уровень знаний и компетенций производится по методике, описанной в совместном постановлении министерства труда и министерства просвещения, изданном 13 января 2003 года.
Чтобы управлять автокраном, понадобится получать водительские права. Категория определяется типом подъёмного устройства, и требования к ней могут измениться. Также требованиями к любым крановщикам являются:
- отсутствие зрительных, сосудистых, нервных, дыхательных и эндокринных проблем;
- высокое качество работы опорно-двигательного аппарата;
- отменная координация движений;
- превосходный глазомер при любой ситуации;
- высокий уровень внимания и концентрации;
- выносливость;
- эмоциональная устойчивость;
- способность находить общий язык со стропальщиками.
Крановщик или машинист крана: кто это?
В растущих городах строительство — одна из главных сфер, которая приносит прибыль частным и государственным компаниям. Поэтому для масштабирования своей деятельности компании нанимают представителей рабочих специальностей. Одна из таких профессий — крановщик.
Все что делает крановщик — это управление подъемными механизмами и выполнение погрузо-разгрузочных, транспортных и транспортировочных работ, а также подъем и опускание крупногабаритного груза.
Есть несколько разновидностей кранов: мостовые, башенные, козловые, пневмоколесные, железнодорожные, автомобильные и на гусеничном ходу
. Разница в этих механизмах заключается не только в способах передвижения и возможностях использования, но и особенностях управления. Поэтому не существует машинистов, способных управлять всеми видами кранов. Например, курсы крановщиков башенных кранов подразумевают обучение управлением только одним типом техники.
Строй-Техника.ру
Строительные машины и оборудование, справочник
Категория:
Организация работы автомобильных кранов
Публикация:
Основные правила техники безопасности работы на автомобильном кране
Читать далее:
Управление кранами при выполнении рабочих операций
Основные правила техники безопасности работы на автомобильном кране
Несоблюдение правил техники безопасности и инструкции по эксплуатации крана, а также нарушения трудовой дисциплины могут привести к аварии и несчастному случаю.
Перед началом работ крановщик обязан осмотреть кран и убедиться в его исправности
Особое внимание при этом должно быть уделено проверке механизмов управления, тормозных устройств, канатов и грузозахватных приспособлений. Нельзя приступать к работе при наличии трещин в металлоконструкции стрелы, при отсутствии шплинтов или зажимов в местах крепления канатов, при местных повреждениях грузового и стрелового канатов или их износе, превышающем допустимые пределы, при неисправности выносных опор или стабилизирующих устройств, повреждении деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы, попадании масла на шкив тормоза, отсутствии или неисправности ограждения механизмов или при голых токоведущих частях электрооборудования, отсутствии или неисправности приборов безопасности
Устанавливать кран на свеженасыпанном неутрамбованном грунте или на краю откоса или канавы можно только после проверки, в результате которой будет установлено, что оползание грунта под краном исключено, причем на расстоянии, оговоренном Правилами Госгортехнадзора. Чтобы работать на кране вблизи линии электропередачи, нужно иметь разрешение администрации.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Не разрешается поднимать грузы до установки крана на выносные опоры с невключенным стабилизатором, если это не предусмотрено инструкцией по эксплуатации крана. При работе на мягком или вязком грунте подпятники выносных опор должны быть установлены на прочные и устойчивые подкладки из брусьев, толстых досок и т. п.
Лицам, не имеющим прямого отношения к производимой работе, не следует находиться в кабине автомобиля или вблизи крана.
Крановщик перед началом работы должен убедиться в том, что стропальщик, зацепщик и другие рабочие, обслуживающие кран, находятся в безопасном месте. Перед началом передвижения или поворотом крана, если был перерыв в работе и есть опасение, что рядом с краном кто-то находится, крановщик должен дать звуковой сигнал.
Нельзя поднимать и перемещать груз, вес которого превышает грузоподъемность крана при данном вылете стрелы.
Запрещается поднимать неправильно обвязанный груз и груз, находящийся в таре, заполненной выше бортов, а также груз, поддерживаемый руками. Запрещается переносить груз над людьми и оставлять его подвешенным.
Нельзя отрывать крюком или грейфером засыпанные или примерзшие грузы, подтаскивать их по земле при косом натяжении канала, подтягивать вагоны и прицепы грузовым краном, так как это может привести к поломке стрелы и опрокидыванию крана.
Устранять неисправности у кранов с электрическим приводом можно только после отключения напряжения. Если кран работает от собственного генератора, необходимо остановить двигатель автомобиля, если кран питается от внешней электросети — отключить кабель. Пользоваться освещением в этих случаях разрешается только от переносной аккумуляторной лампы.
Запрещается работать на кране, если повреждена изоляция проводов на генераторе, электродвигателе и т. д.
При заправке горючим нельзя пользоваться огнем и курить. При работе с огнеопасными грузами или нахождении на территории, опасной в пожарном отношении, нужно внимательно следить за состоянием трубопроводов и своевременно устранять течи горючего и масла, не допускать приближения легковоспламеняющихся веществ к выпускной трубе и выхлопному коллектору, т. е
принимать все меры предосторожности
На кранах с электрическим приводом нельзя применять самодельные плавкие вставки вместо стандартных предохранителей.
При возникновении пожара необходимо остановить двигатель автомобиля и снять напряжение с электрооборудования.
Приступать к дальнейшей работе крана можно только после очистки, просушки и проверки всего электрооборудования и проводки. При тушении пожара на автомобильных кранах с электрическим приводом следует пользоваться сухими огнетушителями (наиболее эффективным в этом отношении является огнетушитель ОУ-2).
Рекламные предложения:
Читать далее: Управление кранами при выполнении рабочих операций
Категория: —
Организация работы автомобильных кранов
Подъемная техника – работа без риска
Стационарный подъемный кран должен быть установлен на специальный фундамент, автомобильная крановая техника – выставлена на балансиры (аутригеры);
Поворотная часть не должна находиться ближе одного метра к строениям и другим объектам;
При функционировании грузоподъемной машины запрещено находиться в кабине автомобиля;
Крановщик и монтажная бригада обязаны иметь сертификаты, подтверждающие пройденное обучение и допуск к оборудованию;
Важно следить за температурной и ветровой обстановкой, где первая не должна выходить за пределы -20 — +40 градусов, порывы ветра не превышать 6 баллов;
Прежде чем использовать крановое оборудование после простоя длившегося более месяца, необходимо выполнить наладку всех систем;
Эксплуатация ночью оборудования должна проводиться с применением общего освещения территории и освещения при помощи фар;
Оператору запрещено хранить в кабине материалы горючего и взрывоопасного содержания, обогреваться непредусмотренной электропечью;
Система электроснабжения крановой установки должна иметь надежное заземление через замыкающее устройство с сопротивлением не более 4 Ом;
Нельзя проводить грузоподъемные операции, находиться в кабине или вблизи крановой установки во время грозовой активности;
В операторскую кабину воспрещается категорически заходить всем, кроме непосредственно крановщика.
Описание
Крановщик — это профессия, которая куда меньше на слуху, нежели сварщик или архитектор, продавец или сотрудник полиции
Да и орудие его деятельности обращает на себя внимание чаще, чем сам специалист. Однако без таких людей встанет любая крупная стройка, деятельность транспорта, многих промышленных объектов окажется невозможна
Конечно, в случае серьёзных поломок придётся обращаться к другим профессионалам. Однако поддержание техники в работоспособном состоянии в повседневном режиме — сфера ответственности самих крановщиков. Любопытно подчеркнуть, что официально эта профессия делится на несколько частных направлений. Так, на крупных башенных кранах работают операторы, а если речь идёт о специалисте по управлению подвижной подъёмной техникой, то говорят о машинистах автокранов. Последних нельзя считать в чистом виде водителями: хотя они и обладают шофёрской квалификацией и подчиняются на дорогах общего пользования универсальным правилам движения, требуется знать и уметь много других вещей.
Работа на кране состоит из однотипных процедур. Занятые в этой сфере выполняют стандартизированные задачи по чёткому образцу. Отклонение от установленных нормативов категорически не допускается, если только это не связано с чрезвычайными обстоятельствами. Работать предстоит на открытом воздухе, и даже при нахождении в кабине колебания температуры, влажности будут воздействовать на крановщика. С точки зрения классификаторов, это типичная рабочая профессия — вот только требует она большой квалификации и мастерства.
Подъёмные механизмы и специалисты по управлению ими известны достаточно давно. В какой-то мере будет даже справедливо сказать, что в развитии этой сферы отражалась и отражается динамика всей цивилизации. Но кран с механическим приводом появился только в 1827 году. Широкое же применение подобной техники приходится на ХХ век.
Что мы предлагаем?
Приобретите новый квалификационный разряд, продлите удостоверение или осуществите его замену в в Обнинске! Преподавание на курсах происходит по установленной схеме.
- проводятся очные занятия. Предусмотрено также обучение дистанционно, без отрыва от производства. Длительность образовательной программы составляет 72 часа;
- комиссией с участием представителя Ростехнадзора осуществляется проверка знаний;
- на основании положительного результата экзамена выдается удостоверение сроком действия 1 год. По истечении указанного промежутка времени производится замена документа.
Стоимость курсов составляет 3990 рублей. Купить удостоверение крановщика мы не предлагаем! Документ выдается исключительно после окончания курсов и подтверждения уровня знаний. Мы также занимаемся переаттестацией работников для продления срока действия удостоверения в Обнинске.
Требования к работе автокрановщика
Деятельность оператора крана связана со стационарным объектом. В отличие от него, рабочие функции водителя крана еще шире:
Кабина оператора крана
- автокрановщик должен обеспечить прибытие самоходной техники на рабочий участок;
- правильно установить машину с поправкой на устойчивость грунта, скорость и направление ветра;
- если в результате осмотра обнаружены небольшие неполадки, оперативно устранить их;
- грамотно установить высоту и длину стрелы, рассчитать угол поворота;
- качественно и быстро выполнить задание;
- проверить техническое состояние оборудования после работы и увезти его;
- после окончания смены он обязан внести в журнал всю информацию о состоянии автомобильного крана и необходимых мерах профилактики.
Грамотное выполнение служебных обязанностей требует от машиниста автокрана:
- крепкого здоровья, позволяющего работать в любых погодных условиях;
- высокой степени выносливости, помогающей преодолевать в течение дня значительные расстояния на автокране;
- устойчивой нервной системы, способной противостоять стрессовым ситуациям;
- хорошего глазомера и точности движений;
- выполнения инструкции по технике безопасности;
- опыта вождения и знания ПДД в качестве водителя крана.
Регистрация КМУ в органах Ростехнадзора
Для работы на автомобиле с краном-манипулятором необходимо иметь следующие бумаги:
- паспорт оборудования на русском языке, составленный в соответствии с требованиями к паспортам транспортных средств и автокранов;
- разрешение на эксплуатацию КМУ, выданное Ростехнадзором России.
Кран на базе грузового автомобиля необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре как опасный производственный объект (ОПО)
Обратите внимание: манипулятор грузоподъемностью до 1 тонны и грузовым моментом 4 тонны, а также кран для учебных целей регистрировать не нужно
Для ОПО предусмотрена экспертиза промышленной безопасности. Из документов на спецтехнику необходим технический паспорт установки или его дубликат. В штате организации, собственностью которой является КМУ, должны числиться:
- специалист, аттестованный для управления манипулятором и имеющий действующее удостоверение;
- стропальщик с удостоверением о прохождении обучения.
Теперь необходимо приготовить документы для подачи в Гостехнадзор. Сначала подаем первичные бумаги.
- Заявление на регистрацию грузоподъемного механизма (ГПО).
- Паспорт на кран-манипулятор.
- Если КМУ не новая, необходим договор с организацией, проводившей технический осмотр установки.
- Приказы о назначении:
- сотрудника по надзору за безопасной эксплуатацией;
- ответственного за поддержание спецтехники в рабочем состоянии;
- специалиста, отвечающего за безопасное управление и выполнение деятельности на кране-манипуляторе.
Сдав все нужные бумаги, вы получите формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора Ростехнадзора, закрепленного за вашей организацией. Все заполненные документы подаются в канцелярию Ростехнадзор.
- Положение о контроле на производстве.
- Письмо о согласовании этого положения.
- Приказ о техническом надзоре за безопасностью работы грузоподъемных машин на производстве.
- Карточка учета спецтехники в государственном реестре опасных производственных объектов.
- Характеристики и данные манипулятора, сообщаемые дополнительно.
Представитель Ростехнадзора должен проштамповать все документы и сделать отметки о дате приема. Теперь остается только ждать. Если все оформлено верно, то паспорт на кран с отметками о пройденной регистрации будет готов примерно через 30 дней. А пока готовятся разрешения, необходимо застраховать машину как ОПО. Возобновлять страховку придется раз в год.
Когда у вас на руках будут все разрешительные документы, необходимо составить письмо в Ростехнадзор, чтобы вам выделили инспектора для пуска манипулятора в дело. О планируемом начале эксплуатации КМУ необходимо уведомить не менее чем за 5 рабочих дней. Инспектор выдает разрешение на основании проведенных испытаний на предприятии-изготовителе или же технического освидетельствования, проведенного собственником манипулятора. Перед подписанием разрешения устройство еще раз осматривается и проверяется на территории владельца, сверяются предоставленные бумаги и оценивается уровень технического обслуживания установки.
Процедуру регистрации автотехники придется повторить в случае:
- ремонта и получения нового паспорта на манипулятор;
- продажи или передачи управления КМУ новому владельцу;
- капитального ремонта, модернизации, усовершенствования.
Выполнять подъемные работы категорически запрещено в следующих случаях:
- обнаружены трещины или повреждения металлических конструкций подъемной техники;
- нарушена подвеска или отсутствуют шплинты;
- повреждено большее количество проволок стрелового каната, чем это предусмотрено положениями инструкции по эксплуатации;
- отвечающие за подъем груза механизмы неисправны, что может повлечь за собой создание аварийной ситуации;
- неисправна система торможения стрелы или поднимаемого груза;
- изношенность крюка в зеве на 10 % превышает первоначальную высоту сечения;
- замечены неисправности замыкающегося устройства зева или нарушено крепление крюка;
- отсутствуют дополнительные опоры автокрана;
- обнаружены неисправности стабилизатора с подрессоренной ходовой;
- нет ограждения токоведущих элементов электрооборудования;
- в канатных устройствах или блоках обнаружены трещины, которые не позволяют канату выйти из пазов.
Приступать к подъемным работам оператор должен только после того, как убедится в отсутствии вышеперечисленных неисправностей.
Обучение профессии
Обучение профессии крановщик на симуляторе
Среди лучших среднетехнических учебных заведений по подготовке автокрановщиков можно назвать автомобильный и транспортно-технологический техникумы в Уральске и Калуге, профильные колледжи в Самаре и Екатеринбурге, а также во многих других городах России.
Курс обучения крановщика включает теоретические основы и практические занятия. Во время сдачи экзамена обязательно присутствует инспектор Ростехнадзора. После успешной сдачи экзамена выпускник получает удостоверение машиниста автокрана вместе с разрешением на управление тем или иным типом грузоподъемной техники.
Профессия автокрановщика входит в категорию элитных рабочих специальностей, требующих высокого уровня мастерства и достаточного объема знаний.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, надеть их и полагающуюся по нормам спецодежду и спецобувь, привести все в порядок.
2.2. Прежде чем приступить к работе, машинист крана должен ознакомиться с технологической картой на проведение погрузочно-разгрузочных работ, ППР, записями в вахтенном журнале и произвести приемку крана, проверить исправность конструкций и механизмов крана, в том числе:
— осмотреть механизмы крана, их крепление и тормоза, а также ходовую часть и противоугонные устройства;
— проверить наличие и исправность ограждений механизмов и электрооборудования;
— проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
— осмотреть в доступных местах металлоконструкции крана (башню, стрелу, портал) и соединения отдельных секций башни, стрелы и элементов ее подвески;
— осмотреть крюк и его крепление в обойме и замыкающее устройство;
— проверить исправность противовеса и надежность крепления его элементов;
— проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, анемометра, ограничителя грузоподъемности и др.);
— проверить исправность освещения крана и рабочей зоны;
— осмотреть крановые пути и тупиковые упоры;
— осмотреть гибкий токопроводящий кабель, а также заземляющие проводники;
— проверить наличие проходов шириной не менее 700 мм между краном и строящимся зданием или другими сооружениями и предметами на всем пути передвижения крана.
2.3. Осмотр крана должен осуществляться только при неработающих механизмах и при отключенном рубильнике в кабине, осмотр токоподводящего кабеля — при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кран.
2.4. Осмотр крана в ночное и вечернее время следует производить только при достаточном освещении.
2.5. Совместно со стропальщиком провести осмотр грузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следует использовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции) по эксплуатации.
2.6. Осмотреть место установки и зону работы крана и убедиться, что грузоподъемность крана и вылет стрелы соответствуют характеру выполняемой работы, а в зоне работы крана отсутствуют места временного или постоянного нахождения людей.
2.7. После осмотра крана машинист обязан проверить вхолостую все механизмы крана, работу тормозов, приборов безопасности, радиопереговорной связи.
2.8. Машинисту запрещается приступать к работе в случае наличия следующих нарушений требований безопасности:
— при неисправностях или дефектах, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускается эксплуатация;
— наличии дефектов грузозахватных приспособлений или несоответствии их характеру выполняемых работ;
— несоответствии характеристик крана по грузоподъемности и вылету стрелы условиям работ;
— наличии людей, машин или оборудования в зоне работ.
2.9. Обнаруженные нарушения требований безопасности труда должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это машинисты обязаны незамедлительно сообщить о них лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, а также лицу, ответственному за безопасную эксплуатацию крана.